ЗВЕЗДА

Если вглядеться в бездонную глубину ночного неба, можно увидеть как мириадами звёзд усыпана вселенская бездна. Если долго смотреть на небо, небо раскроет перед нами свои тайны; если долго смотреть на звёзды, звёзды откроют перед нами свои секреты. Если долго смотреть на слово, слово скажет нам, как это было.

Очевидно, что само понятие звезды неизменно связывается с понятием света, тем более что свет — один из атрибутов звезды, — в научном понимании масштабов этого явления. Вкупе же с нехитрыми языковыми правилами и манипуляциями с буквами переформатировать «свет» в «звезду» оказывается не так уже сложно как из «мухи» сделать «слона».

А теперь вдумаемся только в само понятие света, под которым раньше разумели физическую и духовную силу, способную всё вокруг менять и делать зримым и видимым окружающий мир. Однако к звёздам это никак не относится. Бесчисленный сонм их на небе нисколько не отражается на тёмном времени суток: и тьма не исчезает, и ночной мрак не рассеивается, и ночь не становится светлее, — и всех звёзд на небе мало, чтобы хоть на миг осветить вселенную. Более того, светилами раньше назывались исключительно Солнце за его светоносную силу дня и Луна, в меру своих сил дающая свет ночью.

Во всяком случае так обстоит дело на почве русского языка, где форма звездить с соответствующими формулировками «светить», «сиять», «блестеть» отсутствует как таковая: нельзя например сказать, что лампочка Ильича «звездит» или то же Солнце «звездит». И Александра Сергеевича Пушкина знают отнюдь не «звездою» русской поэзии, но по выдающимся заслугам отдельные представители рода человеческого становятся «светилами». Почему значение «света, сияния, блеска», если таковое и прослеживается в формате звезды в каких бы то ни было там языках, допустимо понимать как приобретённое или преобразованное уже в научную эпоху, так сказать, атрибутированное по смыслу в плане содержания. Яркий тому пример, — звезда эстрады, или тот же артист, который сияет и блещет на сцене и вне её в прямом и переносном смысле.

Вывод отсюда не кажется само собой разумеющимся, и с твёрдой уверенностью трудно сказать, откуда взялось это слово. Ни в каких древних свитках и на старых скрижалях нигде и никто нам о нём никогда не расскажет. Ведь и бывшее некогда вавилонское столпотворение — это не досужий вымысел патриархов, одним лёгким движением языка и росчерком пера смешавших различные языки и целые народы, и древнегреческий философ Платон не от праздного ума своего в бытность его говорил всё о том же, что нужно отличать от своих слов чужие слова…

В этих вот не столько противоречивых, сколько сбивающих с толку условиях, лучше всего обратиться к правилу внутреннего слова. Суть да дело его заключается в том что слова в устной и письменной речи появляются в языке не одним только способом прямого или обратного заимствования из другого, как правило, чужого и далеко не родного языка, но и путём одной только преемственности за счёт внутренних ресурсов своего или внешних резервов близкородственного языка через лексико-семантические структурные ассоциации. Присмотритесь к внешнему слову, чтобы найти его внутреннюю форму.

Мне не составило большого труда найти его, потому что за меня это сделали другие. Они предположили, что именная форма гвоздь  ассоциируется структурно с именем существительным звезда, и не иначе. Потому что в представлениях многих древних народов звёзды небесные уподоблены крепко вбитым гвоздям будучи предустановленными на тверди, — в тех же представлениях, —небесном каменном, железном, чугунном и медном своде. Подтверждение чему можно найти на почве китайского языка, где понятие полярной звезды как неподвижно расположенной на небосводе структурно ассоциируется с «металлической звездой»… Исходя из чего, нельзя исключать и того языкового акта, что под звездой первоначально понимали именно полярную, а ни какую бы то ни было другую звезду, или ту самую, на которую в северном полушарии ориентируются как на путеводную, то есть неподвижно стоящую, на которую как на гвозде подвесили мироздание, а позже значение перенесли и на другие объекты подобные в природе.

То же впечатление звёздности, например, оставляет такая разновидность гвоздей как заклёпки. Судите сами, звезда в чешском языке hvezda, словацком hviezda, польском gviazda, нижнелужицком gvezda — все с четырёхчастным консонантным корнем как в слове с лексически внутренней формой гвоздь! Не удивительно ли, что та же звезда эстрады после этого получает уже совершенно новое обоснование и более чёткое переосмысление как гвоздь программы, а также более надёжное толкование «звезды» как «гвоздя», на котором держится мероприятие. Дальше больше, структурное тождество словарных значений «пригвоздить», забить гвоздь, и «звездануть», сильно ударить, приближают момент истины.

Во-первых, гвозди как крепёжные изделия, в сравнении с которыми звёзды на небе предустановлены высшими силами: на звёздах как на гвоздях крепится здание мира. В старых книгах на этот счёт имеется провидческое указание, смысл которого сводится к следующему, — что конец света и мира наступит тогда, когда здание зодиакальных созвездий будет разрушено. Во-вторых, гвоздь как лес или бор, в сравнении с которым звёздные скопления в обозримом космосе напоминают дремучий бор, густой лес, непроходимую чащу, в которых не трудно заплутать идущему и легко заблудиться ищущему, ибо звёзд на небе, как деревьев в лесу.

В грамматических значениях структурное тождество не сложно представить следующим образом: {звёздочка} (ед. ч.) ← {гвоздок} (ед. ч.) или {звёзды} (мн. ч.) ← {гвозди} (мн. ч.). Однако, если вести происхождение существительного женского рода звезда от существительного мужского рода гвоздь непосредственно, то это решение может стать необходимым, но не достаточным условием, чтобы получить на него сатисфакцию. Гораздо лучше, кажется, если вести его происхождение от уменьшительно-ласкательной формы звёздочка. Но в таком случае между лексическими формами звезда и звёздочка отсутствует лексически промежуточная форма звездок*, обязательная здесь, как на следующем примере, в котором от начального и не производного короб до конечной производной коробочка два шага с обязательной промежуточной формой производного коробок в порядке очерёдности: коробкоробоккоробочка. По всей видимости, звезда является производимой окончательно формой, которая не только не могла произойти от не существующей пусть и восстановленной формы звездок*, но и не могла быть производящей для столь же гипотетической формы. Скорее наоборот, звезда является лексически воспроизводимой формой на основе словообразовательной модели звёздочка путём обычного сокращения суффикса -очка и приведения слова к нейтрально краткой форме в порядке очерёдности: гвоздъгвоздокъ(гвоздочекъ)звёздочказвезда. Хотя на наличие в неопределённом прошлом звонкой формы звездок* и может указывать пусть и косвенно соответствующая ей глухая форма свисток, для первоначального изготовления которого в качестве исходного материала, как правило, подбирались пригодные для этого лесные растения гвоздеобразного происхождения, которые также использовались для изготовления различных видов дудок, труб и тому подобных духовых инструментов. Порядок очерёдности воспроизводимых лексических форм в этом случае будет следующим: гвоздъгвоздокъзвездокъ* → свисток (духовой инструмент) → свистеть (дуть в свисток) → свист (звук проходящего внутри свистка воздуха).

На основании полученных данных, легко доступных языковому самосознанию, и полагаясь исключительно на свой жизненный опыт, каждый может заключить, что под звёздами обыденно понимали твёрдые тела любых размеров естественного происхождения как светящиеся на небе относительно неподвижные или достаточно мобильные точки. И не важно при этом, излучают они собственным или отражённым светом. Когда видят комету, говорят, звезда летит; когда видят метеор, рассказывают, что звезда падает; когда наблюдают Венеру и Луну в непосредственной близости друг от друга, вспоминают, что это звезда и месяц; когда слушают астролога, понимают, что звездочёт; когда кому-то вдруг сказочно повезло, значит, под счастливой звездой родился; а когда услышат звезда королей, будут знать, что это Юпитер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *