Я

Местоимение — такая часть речи, которая указывает на понятие и не называет его по имени. Будучи указательным словом, оно употребительно вместо имени, называющего предмет по понятию. Потому имя имеет предметом обозначения понятие, а местоимение его не имеет. Номинативная функция слова состоит в том, чтобы называть понятие по предмету; местоимение эту функцию не имеет, отчего указательная функция местоимений заменяет назывательную функцию имён. Следовательно местоимение, будучи означающим, не имеет означаемого в принципе, и будучи указательным словом понятия читать дальше …

ИГО

В прямом смысле значение слова сводится к тому, во что запрягается крупный домашний скот или быдло, а именно к ярму, хомуту или дышлу. В переносном смысле иго означает рабство или принудительные работы. Небезызвестно, что в самые тяжёлые времена порабощённые народы уподобляются тупому быдлу и бессловесному скоту, закованному в кандалы и цепи, гонимому на рудники и каторгу, в каменоломни и на лесоповал. В связи с этим в летописных источниках упоминается аварское иго, во времена коего славянских читать дальше …

КОРАБЛЬ

Большинство учёных рассматривает греческое происхождение слова и древнее заимствование в славянские языки. И это не смотря на то, что древнегреческое καραβος в значении морского судна отмечается с VII века новой эры. Согласно широко распространённому мнению, славянское происхождение исключается в виду того, что греческая β «бета» передаётся как славянская б «буки», отнюдь не в «веди», как должно быть в случае древнейшего заимствования в греческом языке, и что родство с такими близкими по смыслу словами как кора читать дальше …

ВАРВАР

Старославянское в плане выражения слово варъваръ читателям преподносится как заимствованное из среднегреческого βαρβαρος, где оно предположительно имеет звукоподражательное происхождение: литераторы мол воспользовались буквенным сходством древнегреческой β «беты» и старославянской в «веди». В плане содержания речи преподносится как имеющее значение иноплеменника, чужестранца, невежды, дикаря: мол древние греки всякий народ, кроме своего, родного, греческого, относили к варварскому, как бы более отсталому в смысле  культурном, что и унаследовал старославянский, а затем и древнерусский язык. Поэтому для обывателя, который читать дальше …

ЖАВОРОНОК

Согласно общему месту языковая картина мира отражается в глубоко наивных представлениях народа об окружающей его действительности, отчего народное мировоззрение противопоставляется научному видению. Наивность языковой картины мира обслуживается исключительно как доверчивость обывателя или непревзойдённая склонность его к бесконечным заимствованиям, как правило, из других более совершенных и гораздо развитых языков. Последствием этого и стало определение языковой картины мира как «наивной», под которым она понимается в отношении психологии обывателя, а не природы слов. Напротив, так называемая научная картина читать дальше …

БЕРЛОГА

Толковые словари русского языка дают обычное значение берлоги, как логова медведя, где он проводит холодные зимние месяцы в спячке. Белый медведь в начале зимы роет в сугробе снежную яму, куда затем ложится, и в дальнейшем его засыпает толстым слоем снега. Бурый медведь ложится спать под упавшим деревом, колодой, корягами, в куче хвороста, иногда у старой поленницы либо даже открыто — в неглубокой яме, которую засыпает снегом, и остаётся только лишь небольшое узкое отверстие, протаявшее с читать дальше …

БЕРСЕРК

В исторической литературе Средних веков содержатся сведения об одержимых бешенством воинах, не признававших ни доспехов, ни щитов, и одевавшихся в звериные шкуры. Перед смертельной схваткой и в сражении они уподоблялись образу убитого ими дикого зверя, проявляя неистовое рвение в бою, животную прыть, нечеловеческое усилие. Символом их боевого оружия стала секира, как обоюдоострый топор. В научной и популярной литературе за ними закрепилось общее наименование берсерков, известное в древнеисландских сказаниях как berserkr — одержимый воин, berserksgangr — читать дальше …

ПОЛОВЦЫ

Исторический народ, живший на просторах южнорусских степей, которые во времена царя Ивана IV (Грозного) обозначали одним словом (Дикое) Поле, — современное название части Великой Русской Равнины, — народ, оставивший по себе заметный след в мировой истории. Согласно Повести Временных Лет Нестора русские князья брали в жёны себе из половецких девиц. В записках о Московии Сигизмунд фон Герберштейн, посол Священной Римской империи, отмечал, что этот народ известен ему под именем готов. Собаку и волка половцы почитали читать дальше …