Вводная

Металингвистика

Ab exterioribus ad interiora

В свете политических решений, религиозных чувств, культурных традиций и социальных реформ язык неизбежно испытывает на себе как эволюционные, так и революционные изменения.

Диалектическое познание речевой деятельности искусственно фиксирует естественное развитие языка в его исторической перспективе — от сотворения мира (в звёздном храме) до настоящих дней, что способствует крайней зависимости лингвистических данных от исторических реалий и подменяет человеческие слабости и предрассудки в историческом процессе как за научно свершившийся факт; не научным оказывается всё то, чего и в помине не было — и быть не могло. До сих пор это сильно ограничивало широкие возможности лингвиста и не давало учёному морального права выйти за рамки научного индивидуализма. Положение дел усугублялось историческими соображениями, субъективность которых подтверждалась лингвистическими недочётами. В конечном счёте историческая лингвистика оказала исследовательскому сообществу медвежью услугу: наука стала слишком академичной и далёкой от живой народной речи, от великого и могучего языка.

Металингвистический подход к исследованию применим исключительно с одной единственной целью изучения содержательной стороны языка. Результатом чего станет понимание не очевидной структуры, материя которой выходит за грань чувственного опыта. Металингвистический ум оказывается в той части системы, где языковые процессы настолько инертны, что структура языка кажется чрезвычайно статичной и практически неизменной во времени и в пространстве. Сравнительно, металингвистика гораздо меньше подвержена перипетиям формальной стороны языка потому, что чем устойчивей структура, тем стабильнее система. На металингвистическую структуру не действует энтропия, которая меняет язык внешне — формально, и не меняет его внутренне — информационно. Как правило, такая неподвижная структура не развивается, потому что совершенным образом поддерживает систему. Как сказал бы археолог, эта структура — первобытный слой, хранящий древние артефакты; как сказал бы физик-ядерщик, эта структура — «мирный атом», производящий колоссальный выброс энергии предков. Выделенная таким образом энергия настигает потомков и память народа — носителя языка — не прерывается вечно.

Пусть тот кто ищет не перестаёт искать до тех пор пока не найдёт, а когда найдёт, он будет потрясён.

Евангелие от Фомы