РАРОГ

Это название крупной хищной птицы семейства соколиных (лат. Falconidae) в польской и чешской научной номенклатуре. Например в польском raróg górski и чешском raroh jižní (středomořský) обозначают вполне определённого сокола средиземноморского вида (лат. Falco biarmicus), распространённого в Африке, на Аравийском полуострове, в Малой Азии, Италии и на Балканах; с оперением верха тела коричнево-серым и головы (макушки и затылка) рыжеватым. И как название обычно хищной птицы встречается в словацком rárožica и литовском ràrogas, сравнительно хорватское rarov. Однако по замечанию Е. И. Классена у древлян сокол назывался «рурик», у поморян «рюрик» или у верхних лужичан «рурк». Но в контексте данного исследования именно польско-чешская форма оказывается наиболее читаемой в плане мотивационной составляющей, а стало быть нормализованным (стандартным) вариантом в изучении мотивирующего фактора по сравнению с обговорёнными выше территориальными и местными аллонимами.

Повторение чётной фонемы в предполагаемом корнеслоге допускает функцию по признаку ||рр||, что является невозможным условием, так как дублирование нечётной фонемы в корневых слогах не несёт перцептивных функций, поэтому не имеет никакого прикладного значения. Отсюда следует, что искомым типом корнеслога будет корневой слог закрытого типа {рог} с признаком ||рг||, что в конечном итоге и должно дать функцию восприятия. Слог ра открытого типа в остатке в свою очередь должен дать либо дупликацию слога ро без ударения на первом гласном, либо функцию корневого слога {ра} по признаку ||рГ||, где |Г| значит любой гласный.

Сначала необходимо отметить, что непроизводная основа рог была достаточно продуктивна в Средние века и активно применялась в процессе именаречения, что можно проследить на антропонимическом материале западноевропейских и восточнославянских письменных источников. Литовская летопись содержит описание похорон князя и называет его по имени Свенторог. В древнерусской литературе упоминается полоцкий князь именем Рогволод. На личное имя Рог указывается в древненовгородском именослове и в пассивной передаче имени как фамилии Рогов, то же что «сын Рога». Здесь следует обратить внимание на фамильное название улицы Роговка, а также на другие однокорневые названия улиц в топографии Великого Новгорода. Седьмой из девяти посадников времён Мстислава Владимировича (1088-1117 г.г.) известен по имени Гюрята Рогович, то же что «сын Рогова»; сиречь “сын сына Рога”. Рогнедь (ок. 900- ок. 1000 г.г.), княжна полоцкая, одна из жён великого князя Владимира Святославича и мать князя полоцкого Изяслава Владимировича. В берестяных грамотах встречается палатализованный вариант её имени, Рожнет. Сравнительно с чем Рагнар, как имя легендарного представителя из рода Инглингов, и тоже Рагнвальд Глупый (1100-1126 г.г.). И в художественной литературе фигурирует такой богатырь как Рогдай (А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила»). В западноевропейской традиции форма Rog в некоторых вариантах произношения может давать форму личного имени Roy [g > j], в Галисии Roi, в Испании и Португалии Ruy/Rui либо форма Roger — «Роджер» или Rugen в Англии. Достаточно популярное Рокки, как имя киногероя, аналогична таким формам как Рикки и Рик. Военачальника гуннов, одержавшего ранние победы над Римской империей и брата Аттилы, умершего в 434/440 году, звали по форме Ругила согласно «Галльской хронике» (Rugila Rex Chunorum). Так как его имя в источниках запечатлено в разных формах, то не менее вероятна и форма Рогила (ср. греч. Ρούγας и Ρωιλας). У грекоязычного Приска, современника гуннов, его имя записано как «Ройас» [g > j]; у Иордана, который пользовался сочинением Приска, это имя переводилось на латинский как «Роас» с упущением йотации; православный богослов и епископ Феодорит Кирский (386/393-457 г.г.) записал как «Роил». Притом что имеются варианты записи имени «Руас» и «Руа». А поэтому как варианты антропонима Рог могли выступать имя Рагул из берестяной грамоты и летописное Рагуил — так звался отец Добрыни Рагуиловича, воеводы Мстислава Владимировича, — упомянут в ПВЛ под 1096 годом. Интересно отметить, что легендарное имя Рус и фамилии Ross, а в тюркской и арабской антропонимике Расул с «беглым с» имеют своим прототипом релевантные формы Руг или Рог.

Соответственно корневой слог {rov} из хорватского rarov «сокол» в английской антропонимике может образовывать формы личного имени Ruwan или Rowan с вероятной палатализацией в именах «Руфь» или «Раф», либо у татар «Риф» и «Рауф» с множественными производными Рафик, Рафис, Рафат, Рафаэль. Это в сравнении с антропонимом Рев или Рева. И фамилия Роу может быть формой пассивной передачи имени Ров. Возможно, что имеет смысл отнести сюда же и английский антропоним Робин, где б перекликается с в. Тоже Рубен.  

Возникает закономерный вопрос: что является здесь мотивирующим фактором для матери, которая однажды нарекла новорождённого дитя соответствующим именем с нормализованной основой рог? А поэтому и ответ должно искать не в исторически засвидетельствованных языках и диалектах или местных говорах с традиционно сложившимися формами данного имени, а в мифотворчестве или фольклоре народов мира: сказках, заговорах, былинах, поверьях, песнях.

Сокол-ланнер в пикирующем полёте.

Образ демонической птицы, наделённой победоносной силой и божественной сущностью, под именем Рарога и его аллонимов получил широкое применение в древнерусской и западнославянской мифологической и языковой традициях. Вот эти многочисленные примеры, которые поимённо были взяты из перечней баснословных существ, составленных чешскими языковедами Яном Коринеком (Ján Kořinek) и Вацлавом Махеком (Václav Machek): словенские Járog, Járožica или Rároh, Rárog; польские Jarog и Raróg; силезский Jarášek; чешские Rárach и Raráš, Rarášek, Rarašik, Raráščata или Rárohy, Raroh, Raroch, а также Rárož и даже южночешское Radášek с формой расподобления внутренних согласных; словацкие Rároh, Rarášik. Так, Рарог, Рарашек, Рариг как наименования духа пламенного или что то же духовного огня. Согласно чешским поверьям Рарог может появиться на свет из яйца, которое девять суток человек высиживает на печи. Этого Рарога всегда представляли в образе обычной птицы, как правило хищной, и дракона с искрящимся телом и пламенеющими волосами, сиянием, вырывающимся изо рта или в виде огненного вихря. В древнерусской культуре наименование победоносной птицы, наделённой божественной силой, хорошо известно как Сокол и в этом формате оно долго присутствовало в именословах Древней и Средневековой Руси вплоть до XVI века. Об этой ипостаси сокола А. Н. Афанасьев сохранил следующие сведения: «Народные русские песни до сих пор величают сокола свет ясён сокóл, т. е. птица быстрая как свет, как молния. Как слово ясный совмещает в себе понятия света и скорости, так сербское слово бистар (= быстрый) означает светлый… По единогласному свидетельству всех преданий, сбережённых у всех народов арийского происхождения, птица тогда принималась за общепонятный поэтический образ, под которым представляли ветры, облака, молнии и солнечный свет… народная фантазия создавала своих баснословных птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури». О. М. Раповым отмечен тот факт, что князья из дома Рюриковичей «Словом о полку Игореве» и былинами называются «соколами», а это говорит за то, что конкретно сокол был эмблемой, гербом рода, возглавлявшего феодальную власть древней Руси; возможно что именно сокол с глубокой древности был тотемом рода, который встал у истоков княжеской семьи. Пёрышко Финиста ясно сокола как название русской народной сказки из сборника А. Н. Афанасьева.      

Именно сокол, а не орёл или ястреб, в первую очередь оставался почитаемой во многих культурах птицей, выступавшей реинкарнацией различных богов, чаще связанной с солнцем и стихией огня, в том числе небесной молнией. Соколиная символика неизменно присутствовала у великого множества солнечных богов в различных культурах. Например скорее сокол, чем орёл или ястреб, изображён у Маша на обоих истуканах ободритских богов. И сокол был священной птицей Аполлона. Бог солнца в Древнем Египте изображался исключительно с головой этой птицы, так похожей на рисунок головы средиземноморского сокола, иначе ланнер. И в последнюю очередь громовержец Индра в древнеиндийских мифах принимал образ орла или ястреба, а не сокола. Древние индийцы свято верили, что искры небесного пламени принесены на землю златокрылым соколом. И в Ведах Агни как бог огня называется быстрой, златокрылой, чистой и огненной птицей и сильномогучим соколом. И хищная быстрокрылая птица действует в «Ригведе» как похитительница сомы (напитка бессмертия богов) с наивысшего неба ради Ману, учредителя жертвоприношения, который в свою очередь стал готовить его для Индры.

Интересно то, что название птицы, похищающей сому, некоторые переводчики «Ригведы» транслируют также как сокол (U. Schneider), а некоторые — как орёл (Т. Я. Елизаренкова). Но очевиден приоритет сокола перед орлом или ястребом в древних текстах, в которых говорится именно о быстрокрылой и златокрылой хищной птице, то есть молниеносной, сравнимой по скорости полёта с соколом и только с соколом. А поэтому изображения одноглавых или двуглавых орлов в геральдике ряда стран обязаны своим появлением скорее соколам, чем орлам и ястребам.        

Не раз высказывались предположения, что западнославянское Рарог должным образом связано и с древнерусским Сварог из Ипатьевской летописи и с птицей Рах из русских заговоров, олицетворявшей огненный ветер, то есть солнечный, и с иранским божеством, одной из инкарнаций которого явился сокол (ср. араб. «Рухх», баснословно огромная хищная птица, сравнительно с древнеиндийской  мифической птицей Гарудой). Вследствие этого птица Рах из русских заговоров и птица Рух из арабской легенды в первую очередь указывают на хищных птиц, как обозначающие сокола, и только в последнюю очередь — орла либо ястреба. А потому и соответствующая им форма нормализованного Рог в древнерусском теониме Сварог или западнославянском Рарог, а также в приведённом перечне имён и фамилий обозначает одну из этих трёх птиц и преимущественно сокола. Хотя значение пернатого в диахронии может варьироваться до неузнаваемости, тем не менее, значение сокола может быть признано как наиболее архаичное. В связи с чем может возникнуть вопрос о происхождении непроизводной основы ра открытого типа в структуре авионима Рарог. А поэтому, не зацикливаясь на одной из возможных версий, целесообразно привести три наиболее вероятных.

Согласно первой и самой простой версии слово произведено путём дупликации компонента ро корневого слога. По другой версии корнеслог ра в начале слова может указывать на оттенки красного цвета (серб. руjан «тёмно-красный» или «сентябрь»; рус. рюень «сентябрь» или «жёлто-красный»; болгар. руен, руй — октябрь месяц; рус. рань, время утренней зари). В таком случае корнеслог {ра} указывает на красный цвет с рыжеватым оттенком оперенья головы (макушки и затылка) сокола средиземноморского вида; дословно “красноголовый сокол”, ланнер. Согласно же третьей и самой интересной версии непроизводная основа ра в наименовании священной птицы типологически тождественна таковым в следующих словах: радуга как дуга солнечного света, рай как место солнечного тепла. Основополагающий компонент ра в обоих примерах сигнифицирует как о свете, так и о тепле, исходящем от Солнца. И древнеегипетский бог Солнца Ра изображался с красным солнцем над своей головой, тоже изображённой в виде головы сокола, что корректирует теоним Сварог.

Амон Ра. Изображение древнеегипетского бога Солнца слева.

И обращает внимание именно «красное» солнце, так как эпитет цвета пересекается с обозначением такового в предыдущей версии. Таким образом, исходя из этой последней версии авионим рарог имеет скорее всего баснословное происхождение, одной основой восходя к понятию сокола, а другой — к эпитетам солнца, например, в русских сказках и былинах это ясный сокол, а в древнерусской традиции именаречения светлый сокол, то есть Рарог и Свенторог соответственно. Причём эпитет солнца ясный по смыслу будет значительно шире чем светлый и включает такие дефиниции как светлый, тёплый, чистый, быстрый. К вящему слову ясная погода, которая устанавливается со скоростью света; ясно мыслить, быстро и понятно, легко и непринуждённо; как сокол, схватывать всё на лету. Проясняется в этом ключе и этимология теонима Руевит (лат. Rugevithus), антропоморфного и семиликого изваяния божества балтийских славян, венедов, как объект поклонения в храме на острове Руя (лат. Rugen), разрушенного в 1168 году в Коренице. Первооснова руй согласно второй и третьей версии указывает на великое красное солнце как ясноокое божество, всевидящее око. То есть Руевит олицетворял собою Солнце, был антропоморфным воплощением солнечного божества. Особенно внимания заслуживает здесь индийский антропоним Рави как означающее солнца; также не совсем понятно, связывается ли оно типологически с обозначающим сокола в контексте хорватского rarov. И относится ли к нему и название драгоценного камня рубин, этимологически объяснимое здесь как тёмно-красный камень. Не исключено, что основа ра возникла метатезой по отношению к полуоткрытому типу корневого слога яр, основные свойства которого подробно рассмотрены на примере теонима Ярило.

Изображение Руевита по описанию Саксона Грамматика.