ВЕЛЕС

Это имя одного из самых таинственных и древних богов славянского пантеона. Его образ довольно всеобъемлющий и сам по себе достаточно многомерный в сказочном сонме прочих славянских богов. Ему одному выпало пройдти огонь и воду, и медные трубы тысячелетий. Менялось всё, — времена, люди, условия, жизнь на земле, а вместе с тем — и облик Велеса, но не менялась в нём только его суть. О многозначном смысле теонима можно судить уже по тому, как неоднозначно всё читать дальше …

РОССИЯ

«Тот, кто удачно объяснит название Русь, овладеет ключом к решению начал её истории», — писал польский историк и языковед А. Брюкнер в своей книге «О названии московитов» в 1935 году. Вопрос о происхождении названия народа тем сложнее для нас, что ответ на него стоит в прямой зависимости от той или иной концепции происхождения Руси как языка-этноса. Постановка проблемы в какой-то мере естественна и может быть оправдана, но лишь до тех пор, пока её решение находится читать дальше …

МАСКА

Есть одна веская гипотеза о том, что корень этого слова восходит к арабскому слову maskhara «потеха, шутка», которое в испанском языке представлено уже в виде заимствованного mascara, в итальянском — maschera, а через их прямое посредство оно продолжается в польском языке как maszkara, французском — masque, немецком — Maske, и лишь после этого появляется в русском. Причём одними принимается французское, другими — немецкое происхождение слова. Иные вообще склонны выискивать в нём исключительно славянские «черты и читать дальше …

ПОСТ

Понимание поста как воздержания от приёма пищи сводится к французскому слову poste, застава, как будто тот, кто соблюдает пост подобен тому, кто стоит на посту или несёт службу на заставе, пропуская одних или не допуская других. Несмотря на лексическое тождество форм обозначающих пост и poste, имеет место и время семантическое разотождествление, и даже если слова восходят к одному корню, их значения всё же развивались независимо друг от друга, пока не разошлись окончательно. И нет никаких читать дальше …

ЯРИЛО

Солнечный культ Ярилы, издревле известный всем славянам и празднуемый в местах проживания коренного русского населения, чествуется в трёх ипостасях. Первая наиболее известная ипостась олицетворяет день летнего солнцестояния как Ярилин день. Вторая ипостась отображает сексизм репродуктивного органа мужской половины человечества как Ярилина плешь. Третья ипостась является в образе воителя с мечом как Ярун или щитом как Яровит. Языческий культ в трёх ипостасях Ярилы синхронизирует значения целого ряда слов по признаку полуоткрытого корневого слога {яр}. Во-первых, что читать дальше …

КУПАЛО

Купальское ликование — время летнего солнцестояния, которое приходится на (20) 21-е июня и на следующий за ним день солнцеворота. К купальским дням приурочены обряды, обычаи, нравы христианского праздника Ивана Купалы у восточных славян, почитаемого как православный праздник Рождества Иоанна Предтечи. Испокон веков праздновали не только дни летнего солнцестояния и солнцеворота, но и день сретения летнего солнца, символом которого является огненное колесо в движении. Отношение к этому празднику невозможно себе представить без того, чтобы не обратиться читать дальше …

ПОБЕДА

Невозможно переоценить значение победы, которая кровью и потом досталась советскому народу в годы Великой отечественной войны, стоявшему насмерть четыре долгие лета боёв и затиший против немецко-фашистских захватчиков, и вырывавшему её с криком из рук заклятого врага в ожесточённых схватках и кровопролитных сражениях. Это слово наводит на пространные размышления о вечной борьбе добра и зла, когда на кону стоит существование целых государств или сохранение великих империй, выживание разных племён и народов, счастье мира и ужасы войны. читать дальше …

ПАЛОМНИК

Сверка с датировками письменных источников фиксирует слово начиная с XIII века в форме паломьникъ, исходной в отношении формы с восстановительной рефлексией *палъмнькъ как наиболее полного лексического и семантического соответствия среднелатинскому palmarius, в котором суффиксальный формант ~arius сопоставляется с суффиксом ~никъ, а ъ после буквы л появляется поздно как некая вольность переписчиков. Являясь гипотетической праформой, слово *палъмнькъ воспроизводится по аналогии со старославянским псалъмъ, якобы развившимся позднее в псалом, вследствие чего формат *палъмнькъ является заимствованием из среднелатинского в читать дальше …

КАЛЕНДАРЬ

Известно, что у древних греков общего названия первого дня каждого месяца в языке не было, а было оно у древних римлян под общим названием calendae. В дни новолуний заёмщики рассчитывались по долговым распискам в ссудной книге, называемой calendarium. Обязательства же тех должников, которые по каким-либо причинам не собирались платить по счетам, предлагалось оставить до греческих календ, или отложить в долгий ящик, потому что никогда этого не сделают, — ведь римских календ у греков как таковых не было, читать дальше …