СОБАКА

В качестве одного из древних родовых названий животного это слово отмечено в активном употреблении только на восточнославянской языковой территории, охватывая лишь небольшую часть западнославянских языков; польское (диал.) sobaka, кашубское и словинское sobaka «сука, пёс». А поэтому и те из примеров данного словоупотребления, которые относятся к бранной лексике, могут быть охарактеризованы как специфические заимствования древнерусского собака в западнославянские диалекты с узкими значениями, как «сварливая женщина» в словацком или «распутный человек» в словинском и тому подобное. Поскольку читать дальше …

КРЫЛО

Калькой, как известно, называется прозрачная бумага, которой пользуются для снятия копий с рисунков и чертежей. И под «калькой» также понимается самая копия, снятая через эту прозрачную бумагу. В разных языках тоже могут иметь место подобные копии, но снятые с иностранных слов и называемые кальками по аналогии. Ведь лексические кальки представляют собой один из возможных способов реализации словопроизводительной грамматической модели в языке, при котором слова, строго говоря, не заимствуются, а как будто копируются из одного языка читать дальше …

Павел

Имя, даваемое детям мужского пола при рождении. И ассоциируется с именем нарицательным, восходящим к архаичному диалектному названию существ из отряда пауков (кем. павел), трансформированным на основе исконной формы павук, павок (небезызвестной в чешском, словацком, словенском, украинском, и белорусском языках) через промежуточную форму архангельского павка, чья структура таки позволяет рефлексировать на рему Пашка. Эта исходная форма прошла фазу антропонимизмов, окончательно закрепившись в языке как имя личное Павел. В то время как реминисценция аналогичного ему Мизгирь эту читать дальше …

Смерды

Княжеские смертники Древней Руси и ближайшие к великому князю опорные дружинники, личный состав которых насчитывал от двух-трёх до пяти сотен и больше вооружённых всадников. Причём в полном составе княжеская дружина насчитывала не менее двух-трёх тысяч отборных конных воинов, чьим долгом было беречь своего князя как родного отца и всенародного благодетеля ценою собственной жизни. И в случае насильственной смерти князя в военное либо в мирное время смерды предавались ритуальной смерти, их трупы выставлялись гнить на открытом читать дальше …

ВЕЛЕС

Это имя одного из самых таинственных и древних богов славянского пантеона. Его образ довольно всеобъемлющий и сам по себе достаточно многомерный в сказочном сонме прочих славянских богов. Ему одному выпало пройдти огонь и воду, и медные трубы тысячелетий. Менялось всё, — времена, люди, условия, жизнь на земле, а вместе с тем — и облик Велеса, но не менялась в нём только его суть. О многозначном смысле теонима можно судить уже по тому, как неоднозначно всё читать дальше …

РОССИЯ

«Тот, кто удачно объяснит название Русь, овладеет ключом к решению начал её истории», — писал польский историк и языковед А. Брюкнер в своей книге «О названии московитов» в 1935 году. Вопрос о происхождении названия народа тем сложнее для нас, что ответ на него стоит в прямой зависимости от той или иной концепции происхождения Руси как языка-этноса. Постановка проблемы в какой-то мере естественна и может быть оправдана, но лишь до тех пор, пока её решение находится читать дальше …

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

МОРФОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЫСЛИ Автодидактический материал Часть первая История вопроса и постановка проблемы Вначале было слово, и слово было у бога, и слово было богом. Евангелие от Иоанна 4 Рождение ребёнка в семье начинается с криков младенца и продолжается постепенным ростом и развитием малышей и относительно медленным освоением родительской речи. Но по мере их взросления в обществе необходимость общения с подобными себе усиливает в них способность к усвоению разговорного языка. Ещё до поступления детей в общеобразовательные читать дальше …

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ

МОРФОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЫСЛИ Автодидактический материал Часть первая История вопроса и постановка проблемы Вначале было слово, и слово было у бога, и слово было богом. Евангелие от Иоанна 3 Существуют две разные проблемы, которые между собой не следовало бы смешивать; проблема происхождения языка и проблема возникновения исторически бывших и ныне существующих языков. Первая проблема соотносится с протоязыком и первобытной речью человека разумного и вторая — с праязыком и самобытной речью живших в прошлом племён и народов, читать дальше …

ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

МОРФОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЫСЛИ Автодидактический материал Часть первая История вопроса и постановка проблемы Вначале было слово, и слово было у бога, и слово было богом. Евангелие от Иоанна 2 Антропологи в местах раскопок древних стоянок и могил, изучая остатки ранней материальной культуры первобытных людей, не находят следов языка, которые могли быть оставлены ими на камне в виде «черт и резов» и на костях умерших животных, не говоря уже о том, чтобы найдти их запечатлёнными на слух, читать дальше …

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

МОРФОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЫСЛИ Автодидактический материал Часть первая История вопроса и постановка проблемы Вначале было слово, и слово было у бога, и слово было богом. Евангелие от Иоанна 1 На протяжении всей известной истории человечества люди воспроизводили себе подобных или продолжают воспроизводить в наши дни, не особенно и задумываясь над тем, с чего начинается родительский язык. Ископаемые останки черепа доисторического человека (лат. Homo sapiens) современного вида, обнаруженные в Костёнках (Россия) древностью приблизительно 55 тысяч лет назад, читать дальше …