ЛЮТ

Значение слогослова лют наиболее полно раскрывается из концепции лютый зверь, где это существительное представлено в виде определения подлежащего. Словосочетание лютый зверь было широкоупотребительно в книжном языке и в разговорной речи с доисторических времён, что засвидетельствовали древние памятники письменности киевской и московской Руси. Связанное с познанием животного мира, оно неизменно обобщает смысл вечно голодного дикого зверя и от этого страшно злого и ужасного, и очень опасного для человека существа, в то же самое время являясь обозначением вполне читать дальше …

МОЛВА

Допустим такую ситуацию, при которой два человека ведут непринуждённый разговор. К диалогу присоединяется третий участник, после чего оживлённая беседа продолжается. Трилогия притягивает к себе четвёртого собеседника и общение между ними переходит на новый уровень. На какое-то время квартет замолкает, а его участники расходятся на все четыре стороны. Каждый из них встречает ещё троих, после чего всё повторяется заново, но в других уже местах и при иных уже обстоятельствах, и с разным уже контролем времени. Форма читать дальше …

ЯРИЛО

Солнечный культ Ярилы, издревле известный всем славянам и празднуемый в местах проживания коренного русского населения, чествуется в трёх ипостасях. Первая наиболее известная ипостась олицетворяет день летнего солнцестояния как Ярилин день. Вторая ипостась отображает сексизм репродуктивного органа мужской половины человечества как Ярилина плешь. Третья ипостась является в образе воителя с мечом как Ярун или щитом как Яровит. Языческий культ в трёх ипостасях Ярилы синхронизирует значения целого ряда слов по признаку полуоткрытого корневого слога {яр}. Во-первых, что читать дальше …

ЗЕБРА

Является этимологически не объяснимым словом, по поводу которого строится немало догадок и выдвигается различных гипотез. Предполагается, что на базе португальского языка началось его дальнейшее распространение в Европе под знаком zebra. Португальцы обозначали так не только дикую лошадь в Африке, но и дикого осла, обитавшего на Пиренейском полуострове. В России это слово впервые появляется в последней четверти XVIII века, может из французского, если учесть время его заимствования, может из английского или голландского. Есть версия, что данное читать дальше …

КУПАЛО

Купальское ликование — время летнего солнцестояния, которое приходится на (20) 21-е июня и на следующий за ним день солнцеворота. К купальским дням приурочены обряды, обычаи, нравы христианского праздника Ивана Купалы у восточных славян, почитаемого как православный праздник Рождества Иоанна Предтечи. Испокон веков праздновали не только дни летнего солнцестояния и солнцеворота, но и день сретения летнего солнца, символом которого является огненное колесо в движении. Отношение к этому празднику невозможно себе представить без того, чтобы не обратиться читать дальше …

ПОБЕДА

Невозможно переоценить значение той победы, что кровью и потом досталась в годы Великой отечественной войны советскому народу, стоявшему насмерть четыре долгие лета боёв и затиший против немецко-фашистских захватчиков, и вырывавшему её с криком из рук заклятого врага в ожесточённых схватках и кровопролитных сражениях. Слово это наводит на пространные размышления о вечной борьбе добра и зла, когда на кону стоит существование целых государств и исчезновение великих империй, выживание многих племён и народов, счастье мира и ужасы читать дальше …

БЕРЛОГА

Толковые словари русского языка дают обычное значение берлоги как логова медведя, где он проводит холодные зимние месяцы в спячке. Белый медведь в начале зимы роет в сугробе снежную яму, куда затем ложится, и в дальнейшем его засыпает толстым слоем снега. Бурый медведь ложится спать под упавшим деревом, колодой, корягами, в куче хвороста, иногда у старой поленницы или даже открыто — в неглубокой яме, которую засыпает снегом, и остаётся только лишь небольшое узкое отверстие, протаявшее с читать дальше …

ВУРДАЛАК

Неистовый образ кровожадного зверя, воплощённый в слове гением самого А. С. Пушкина, навеки запечатлён в творении поэта, где фраза повторяется много раз: это, верно, кости гложет красногубый вурдалак. Однако имя и образ его демонического монстра были известны славянам ещё задолго до дня рождения великого поэта. Лексикография славянских языков на Балканах в том виде, в каком она будет представлена здесь, даст понять и саму чертовщину, и баснословие, с которым это чудовище обретает недюжинную силу и неестественный читать дальше …

БЕРСЕРК

В хрониках Средних веков сохранились предания и документы об одержимых бешенством воинах, не признававших ни доспехов, ни щитов, и одевавшихся в звериные шкуры. Перед смертельной схваткой и в сражении они уподоблялись образу убитого ими дикого зверя, проявляя неистовое рвение в бою, животную прыть, нечеловеческое усилие. Символом их боевого оружия стала секира как обоюдоострый топор. В научной и популярной литературе за ними закрепилось общее наименование берсерков, известное в древнеисландских сказаниях как berserkr — одержимый воин, berserksgangr читать дальше …