ЛЮТ

Значение слогослова лют наиболее полно раскрывается из концепции лютый зверь, где это существительное представлено в виде определения подлежащего. Словосочетание лютый зверь было широкоупотребительно в книжном языке и в разговорной речи с доисторических времён, что засвидетельствовали древние памятники письменности киевской и московской Руси. Связанное с познанием животного мира, оно неизменно обобщает смысл вечно голодного дикого зверя и от этого страшно злого и ужасного, и очень опасного для человека существа, в то же самое время являясь обозначением вполне читать дальше …

ТОЛПА

В 1841 году Ч. Маккей обнародовал свою первую серьёзную работу о поведении людских масс: «Наиболее распространённые заблуждения и безумства толпы». В конце XIX века Гюстав ле Бон опубликовал книгу под названием «Psyhologies des Fouls», переведённую как «Толпа», ставшей пророческой в 1895 году, когда мир ещё не знал, какими толпами будут манипулировать Гитлер и Муссолини. Интересно, что для Г. Ле Бона толпа — это не определённое количество людей, собравшихся в каком-либо одном месте. Толпа по-Ле Бону читать дальше …

ВОСПИТАНИЕ

Осознать и понять смысл этого слова нам поможет отнюдь не детский психолог и не педиатр, и даже не лингвист, а металингвистический ум. Достаточно лишь заглянуть в план выражения, чтобы вытащить на поверхность всё его разумное содержимое, как неисчерпаемый кладезь знаний, накопленных тысячелетним опытом великого народа. Форма слова, будучи префиксального образования, состоит из приставки вос и имени относительного питание. Приставка вос (воз) в целом ряде примеров, — таких как восход, Восток, воздух, возврат — обозначает направленность читать дальше …

ЯРИЛО

Солнечный культ Ярилы, издревле известный всем славянам и празднуемый в местах проживания коренного русского населения, чествуется в трёх ипостасях. Первая наиболее известная ипостась олицетворяет день летнего солнцестояния как Ярилин день. Вторая ипостась отображает сексизм репродуктивного органа мужской половины человечества как Ярилина плешь. Третья ипостась является в образе воителя с мечом как Ярун или щитом как Яровит. Языческий культ в трёх ипостасях Ярилы синхронизирует значения целого ряда слов по признаку полуоткрытого корневого слога {яр}. Во-первых, что читать дальше …

ПОБЕДА

Невозможно переоценить значение той победы, что кровью и потом досталась в годы Великой отечественной войны советскому народу, стоявшему насмерть четыре долгие лета боёв и затиший против немецко-фашистских захватчиков, и вырывавшему её с криком из рук заклятого врага в ожесточённых схватках и кровопролитных сражениях. Слово это наводит на пространные размышления о вечной борьбе добра и зла, когда на кону стоит существование целых государств и исчезновение великих империй, выживание многих племён и народов, счастье мира и ужасы читать дальше …

БЕССМЕРТИЕ

Невозможно сказать определённо, является ли это слово обычным вымыслом или затейливой выдумкой, удовлетворяющей чьи-либо здоровые потребности или сиюминутные прихоти. И в то же время можно с уверенностью говорить, что оно не является игрой больного воображения, но благоразумное видение, открытое через непосредственный опыт постижения истины «я есть». В нём и только в нём сосредоточена голубиная мудрость древних, — кто на собственном опыте познал бессмертие как высшее состояние человеческого бытия в чистоте сознания блаженства. По-видимому, бессмертием называют читать дальше …

ПЛЕМЯ

С древнейших времён человек не был одинок: взаимное притяжение мужского и женского было в природе жизни. Мужчина протягивал свою руку женщине, женщина полностью открывалась мужчине: сопряжение крайних сил наделяло супружеством обоих. Вместе супруги возделывали поле своей жизни бок о бок, плечом к плечу, как правая и левая рука, — супружеская чета продолжала себя в собственных детях; зачиналась и крепла семья. Одна семья находила другую семью, чтобы в тесном кругу преодолевать и трудности жизни, и её читать дальше …

ВАРВАР

В плане выражения старославянское слово варъваръ преподносится читающей публике в общих чертах как заимствованное из среднегреческого βαρβαρος, в котором оно имеет предположительно звукоподражательное происхождение: переписчики якобы воспользовались буквенным сходством древнегреческой β «беты» и старославянской в «веди». В плане содержания слово имеет значение иноплеменника, чужестранца, невежды, дикаря, потому что древние греки, как оно нередко бывает, всякий чуждый народ, кроме родного для себя греческого, относили к варварскому, в культурном отношении как будто более отсталому, что впоследствии унаследовал читать дальше …

ПАЛОМНИК

Из письменных источников это слово известно с XIII века в форме паломьникъ, которое возводится к восстанавливаемой форме *палъмнькъ, — якобы полному лексическому и семантическому соответствию среднелатинскому palmarius, по которому суффикс ~arius сопоставляется с русским ~никъ; твёрдый знак после буквы л появился позднее как некая вольность переписчиков. Гипотетическая форма *палъмнькъ восстановлена по образцу старославянской формы псалъмъ, которое в русском развилось в псалом и соответственно в паломник. Последнее будто бы является заимствованием из среднелатинского в восточнославянские языки, читать дальше …

САМОЛЁТ

Рассказывают как одному известному переводчику-арабисту, исследователю праславянских форм, в руки досталась очень древняя карта Египта, на которой был нанесён город «Самолёт». Он удивился настолько, что не сразу поверил своим глазам: надпись арабской вязью с соблюдением всех правил грамматики. В подлинности карты сомнений не было, и на позднейших картах город был обозначен также. Работавшие с ним арабы, в том числе учёные, смысла слова не понимали, но говорили, что это какое-то очень древнее, разумеется, арабское клише, хотя читать дальше …