ВЕЛЕС

Это имя одного из самых таинственных и древних богов славянского пантеона. Его образ довольно всеобъемлющий и сам по себе достаточно многомерный в сказочном сонме прочих славянских богов. Ему одному выпало пройдти огонь и воду, и медные трубы тысячелетий. Менялось всё, — времена, люди, условия, жизнь на земле, а вместе с тем — и облик Велеса, но не менялась в нём только его суть. О многозначном смысле теонима можно судить уже по тому, как неоднозначно всё читать дальше …

РОССИЯ

«Тот, кто удачно объяснит название Русь, овладеет ключом к решению начал её истории», — писал польский историк и языковед А. Брюкнер в своей книге «О названии московитов» в 1935 году. Вопрос о происхождении названия народа тем сложнее для нас, что ответ на него стоит в прямой зависимости от той или иной концепции происхождения Руси как языка-этноса. Постановка проблемы в какой-то мере естественна и может быть оправдана, но лишь до тех пор, пока её решение находится читать дальше …

ЯРИЛО

Солнечный культ Ярилы, издревле известный всем славянам и празднуемый в местах проживания коренного русского населения, чествуется в трёх ипостасях. Первая наиболее известная ипостась олицетворяет день летнего солнцестояния как Ярилин день. Вторая ипостась отображает сексизм репродуктивного органа мужской половины человечества как Ярилина плешь. Третья ипостась является в образе воителя с мечом как Ярун или щитом как Яровит. Языческий культ в трёх ипостасях Ярилы синхронизирует значения целого ряда слов по признаку полуоткрытого корневого слога {яр}. Во-первых, что читать дальше …

УМ

Для того чтобы сложилось как можно более полное представление о языковой картине мира в предлагаемом формате исследования, на мой взгляд, не хватает одной очень важной категории познания, которую помимо известных научной и философской категорий я бы назвал грамматической. И каждая из этих трёх категорий суждения предлагает на рассмотрение соответствующую ей и только ей картину познания окружающего мира «как видимого, так и невидимого». Научное познание мира, как первая категория, настраивается на совокупность известных учёным понятий и читать дальше …

Я

Местоимение — такая часть речи, которая указывает на понятие и не называет его по имени. Будучи указательным словом, оно употребительно вместо имени, называющего предмет по понятию. Потому имя имеет предметом обозначения понятие, а местоимение его не имеет. Номинативная функция слова состоит в том, чтобы называть понятие по предмету; местоимение эту функцию не имеет, отчего указательная функция местоимений заменяет назывательную функцию имён. Следовательно местоимение, будучи означающим, не имеет означаемого в принципе, и будучи указательным словом понятия читать дальше …

БЕРСЕРК

В исторической литературе Средних веков содержатся сведения об одержимых бешенством воинах, не признававших ни доспехов, ни щитов, и одевавшихся в звериные шкуры. Перед смертельной схваткой и в сражении они уподоблялись образу убитого ими дикого зверя, проявляя неистовое рвение в бою, животную прыть, нечеловеческое усилие. Символом их боевого оружия стала секира, как обоюдоострый топор. В научной и популярной литературе за ними закрепилось общее наименование берсерков, известное в древнеисландских сказаниях как berserkr — одержимый воин, berserksgangr — читать дальше …