Рюрик

Антропоним мужского рода у западных славян, обозначающий определённый вид сокола (лат. Falco lanarius Linn., средиземноморский сокол) на польском rarog (raróg górski, ланнер), чешском raroh (raroh jižní, středomořský, ланнер). Как название обычно хищной птицы встречается также в словацком rárožica и литовском ràrogas

Историк и литератор Е. И. Классен (1795-1862 г.г.) отмечал, что у древан сокол назывался «рурик», у поморян — «рюрик», у верхних лужичан — «рурк». Так, польский анналист и дипломат Я. Длугош (1415-1480 г.г.) имя древнерусского князя Рюрика писал как «Рурек» (в латинском оригинале — Rurec) и «Рурко».

В налоговых документах Лахольма (Laholm, 1603 г.) упомянут Рёррик (Rørrick). Польская летопись под 1536 годом упоминает о польском воеводе под именем «Ририк». Имя брата владетельного князя богемского под его основной формой «Рерик» (в подлиннике — лат. Rerich) встречается в ряду имён древнечешских родов (die Ritter — Standes Familien), заседавших на богемских снемах. Оно же в форме «Рериг» сохранилось и в горлицком дипломатическом акте от 1490 года: «Peter Rerig der Stadschreiber». Э. Линд приводит такие формы этого имени как Rerics (1426 г.), Røreker (1424 г.). В исландском источнике, «Книга о заселении земли» (XIII в.), имя Hrórekr фиксируется в таких формах как Hrerek, Hrerøks, Hræreks, Rærekr. В XIII веке в Дальби (Dalby), предместье Лунда, был известен священник и каноник «Рориктус» (в оригинале — Rohrictus). В период с 1286 и по 1319 годы пользуется известностью буржуа под именем Якоб Рёрикс (Jacoby Røryks) в Роске (Rosk). С конца XIII века в некоторых именитых родах Швеции появляется имя Рёрик, которым нарекаются отдельные их представители, как в многодетной семье лагмана Альгота III Брюнъюлфссона (1228-1298/1302 г.г.) в Западной Гёталанд одному из старших сыновей дали имя Rörik (Algotsson).

На форму имени Reric одинаково указывает чтение названия топонима: города Reric, Rerich у Эйнхарда ad. ann. 808, 809 и Reric в Ann. Fuldens. et. Met. за теми же годами, что по видимому отвечает грамматическим особенностям диалекта вендского племени ободритов-«ререгов» у Адама Бременского (reregi согласно источнику XI в.) и Annalista Saxo (XII в., за 952 г.). Ту же форму имени находим в названии реки «Рерик» (нем. Rörike), впадающей в Одер под Кёнигсбергом, и командорства иоганнитеров около половины XIII века.

Кроме того, имя Рюрика и в форме «Рориг» (фр. Rorigius) упоминается под 946 годом в уставных документах аббатства Клюни, основанного в X веке в Верхней Бургундии, пользовавшегося большим влиянием в среде местной знати. Также под 939 годом в такой же форме упоминается в уставных документах аббатства Святого Максентия в Пуатье, документах монастыря Святого Киприана там же за период 954-986 годов и других. В каталоге имён М. Морлé названо с десяток лиц, — носителей имени Рюрик. В актах периода Меровингов и Каролингов от 2 сентября 820 года сохранился документ, составленный в Кьерзи (Пикардия), удостоверявший обмен земельными владениями между двумя монастырями и подписанный целой группой влиятельных лиц округа, среди которых в первом десятке есть имя графа Рорика. И всё это люди, жившие на территории бывшей Галлии. Высшей аристократией франкского общества были Рюрики/«Рорики» — графы Мэна и Ренна в Бретани. Имя первого хорошо известно благодаря его любовной связи с дочерью Карла Великого от второго брака, но в летопись оно вошло под офранцуженной формой Rorgon, употребительной однако и в более привычных формах Rorico/Roricon или Rorich. Титул графа Мэна унаследовал старший сын Роргона I — Роргон II, умерший в 865 году. И имя некоего Рюрика по форме «Рорик» (на оригинале — Rorico) сохранилось у франкского историка и хрониста каролингской эпохи Флодоарда (894-966 г.г.) как епископа Ланской церкви, а также под 822 годом в актах аббатства Святого Петра в Зальцбурге — старейшего монастыря, основанного в 690 году. Один из епископов Неверских (614-653 г.г.) носил имя «Рорикус» (Rauriacus, Rauriecus). И на имя пресвитера «Рурика», «Рорика» (Ruricio/Roricius) указывает А. Хольдер в связи с соборами в Автиссиодуре (г. Осер во Франции) в период 573-603 годов.

В исследовании, принадлежащем перу немецкого учёного К. Ф. Строхекера, по истории сенаторских родов в Галлии позднеантичного периода имеется рассказ о епископах Лиможских, носивших имя Рюрика (оригинальное — Ruricius). Это Святой Рюрик Лиможский (440-507 г.г.), происходивший из сенаторского рода в Аквитании, в свою очередь находившегося в родстве с влиятельным римским сенаторским родом в Аникии/Аниции, Anicii, времён заката Римской империи, по женской линии от которого и происходили Меровинги, и женившийся в 468 году на Иберии, дочери клариссима Омматия из Оверни. И это его внук от сына Омматия, Рюрик II Лиможский, присутствовавший на соборах в Клермонте 535 года и в Орлеане 541 года (преставился в Орлеане в 549 году; обретение мощей произошло около 1102 года). Об одном лице по имени Руриций рассказывается в «Житии» святого Мартина, епископа Турского (316-397 г.г.).

В «Римской истории» Аммиана Марцелина, в книге 28, описывающей период с 368 по 370 год в правление императора Валентиниана (321-375 г.г.) приводятся сведения о Рурике (подлинное имя — Ruricius), правителе римской провинции в Африке и о том как он стал жертвой трагических событий и коварных интриг. Руриций Помпеян/Ruricius Pompeianus как полководец у римского императора Максенция (278-312 г.г.), являлся одним из высших должностных лиц Римской империи, носившим звание префекта претория. В его подчинении находились преторианцы — гвардия и личная охрана императора. Руриций Помпеян погиб в 312 году под Вероной, когда войска Максенция были разбиты Константином Великим.

В легендарной части «Деяния данов» Саксона Грамматика содержится рассказ об одном правителе данов по имени Рорик (оригинальное имя — Roricus), чью историю принято относить к VII веку, как бы проблематично это не звучало на основании определения хронологических рамок для какого-либо легендарного героя. Там же Саксон упоминает ещё одного Рорика, который появляется через несколько поколений после первого вследствие прерывания королевского рода по мужской линии, в результате чего даны решаются передать власть конунгов представителям не королевского происхождения. А поэтому от большой нужды правителями Ютландии становятся Рёрик (Rørik) и Хадер. Он же упоминается ещё раз в связи с нападением Харальда Боезуба на Рёрика и Хундинга, другого правителя, также получившего власть конунгов над Зеландией. 

Изложение исторически засвидетельствованных форм личного имени Рюрик с грамматическими особенностями различных языков и диалектов и колоритом местных говоров показало, что пространственные и временные характеристики антропонима практически не изменились вплоть до наших дней. В сравнении с чем можно привести примеры таких популярных фамилий как (Микки) Рурк и (Николай) Рерих. На материале хорошо видно, как одни и те же личные имена часто встречаются на страницах западноевропейских хроник и актов, начиная с древнейших времён. Причём обращает внимание тот факт, что по частотности это именаречение традиционно для галльских именословов, чем для римских и германских, и которые восходят к именословам на индоевропейском субстрате, где тем же праславянским именам отводится далеко не самое последнее место. Вышеприведённые сведения из биографии Рюрика I Лиможского содержат на этот счёт ценное указание о том, что он «родился в галльской семье», — то есть происходил из местной галльской знати, как исторической области расселения галльского племени рутенов. Но ещё раз важно обратить внимание на то, что в своей базовой комплектации антропоним Рюрик и иже с ним сохраняются уже на протяжении двух тысячелетий независимо от языка или диалекта, что в той же мере говорит о его систематической узнаваемости независимо от времени и обстоятельств, и поэтому ни в коем случае не должен отождествляться с каким бы то не было другим именем с отличными по своей фонологической структуре консонантными звуками, — аллофонами.

Это личное имя будучи птичьим прозвищем прошло фазу антропонимизации с активным именаречением, а со временем устарело, перейдя в разряд фамилий, то есть в стадию пассивной передачи имени как фамилии. Например в чешских дворянских родах встречалось имя «Сокол», а у русских до сих пор встречается фамилия «Соколов», которая в бытность указывала на сына того, кого назвали соответствующим именем, — то же самое что «сын Сокола»: вплоть до XVI века в русских именословах часто встречается личное имя Сокол. Чего не скажешь о паучьем прозвище Мизгирь, но можно наверняка говорить о таковом же Павел. При этом именно «Рюрик» является формой произношения поморских славян, как обитателей южнобалтийского побережья в междуречье Одера и Вислы, там где в античной традиции (Тацит, Птолемей) упоминаются руги, а в VI-VII веках отмечается локализация союза поморян. Иорнанд (VI в.) упоминает на Балтике не только ругов, но также и «ульмеругов», то же что «островные руги», жители с острова Рюген. Прокопий Кесарийский (VI в.) говорит о ругах как об одном из готских племён, мигрировавших в Италию. В связи с этим интересно отметить одноимённое название притока реки Одера в Средние века, — Rurica, Rorece, — дано на том же основании, что и названия российских рек Ястреб, Орёл, Сокол (ср. ст.-слав. Оскол < Сокол: рус. лакать > ст.-слав. алкать, ладья > алдья). Тут можно отметить и форму «Рур» как название притока реки Маас, протекающей по территории Бельгии, Германии и Нидерландов, а в связи с этим и известную фамилию Рар (< ст.-слав. Рарог) с деструкцией одной из базовых компонент. И за выходцами из междуречья закрепляется племенное обозначение рорик (лат. rauric), как название одной из этнических групп кельтов в римской провинции Галлия. Фамилия Рор. Племя рауриков покинуло родные места в 58 году новой эры под натиском римлян и отселилось с гельветами на запад, после чего на их месте образовалась римская колония Августа Раурика (неподалёку от Базеля). Ещё раньше в доримскую эпоху город Родез будучи центром civitas Rutenorum, который фиксируется как минимум с V века до новой эры, с течением времени становится столицей графства Руэрг (comte de Rouergue), сохранившего и свой контур и собственную идентичность и после римского завоевания (I в. до н. э.). В этой связи обращает на себя внимание другое название западнославянского племени ободритов — ререги с главным центром в одноимённом городе Рерик, разрушенном в 808 году королём данов Готфридом, после чего это название в летописях уже не встречается, а заменяется немецким названием Мекленбург, (лат. Magnopolis) также главного города ререгов.

До сих пор не утихают споры вокруг антропонима и этнонима с привлечением к обсуждению и топонима. Хотя должно быть известно, что в древние времена антропонимы были прозвищами, которые давались как названия тех или иных животных за теми или иными исключениями. Этнонимы же связывались чаще всего с каким-либо ландшафтом, на котором то или иное племя первоначально обитало, нередко совпадая с названием водоёма или гидронимом. Изменение в ландшафте как правило не влияло на самоназвание племени или эндоэтноним, но могло повлиять на его название как экзоэтноним. И это условие применимо в такой же мере к топонимам. Например, в контексте нашего изложения, город Рерик назывался так потому, что он или его прототип некогда стояли на берегу одноимённой реки «Рерик», впадающей в Одер под Кёнигсбергом. А поэтому и племя, обитавшее на берегах этой реки в раннюю эпоху, носило то же название, «рерики». В качестве названий населённых пунктов можно привести такие как Рарог в Польше или Сокол, Орёл и Ястреб в России. Эти топонимы совпадают с такими же названиями рек, на которых они стоят или их же прототипы некогда стояли. Соответствующим образом будут называться и жители этих мест. Здесь очевидно, что названия разных животных являются мотивирующим фактором только для антропонимов и гидронимов; для этнонимов таким мотивирующим фактором являются названия различных водоёмов и населённых пунктов; для топонимов — только названия рек. Для ответов же на дискуссионные вопросы в первую очередь необходимо выяснить, что является мотивирующим фактором по отношению к чему. Поскольку для антропонимов таким фактором является то или иное название предмета или явления окружающего мира, постольку ни один из них не имеет того скрытого смысла, который содержится в названиях предметов или явлений, как оснований для именаречения, с их буквальным, — по признаку, и дословным, — по корневому слогу, значением. А стало быть имя Рюрик как антропоним не имеет других значений кроме основного значения — значения сокола.