ВЕЛЕС

Это одно из самых таинственных и древнейших божеств славянского пантеона. Его образ довольно всеобъемлющ и сам по себе уже достаточно многомерен в сказочном сонме прочих славянских богов. Ведь он один прошёл огонь и воду, и медные трубы тысячелетий. Менялось всё, — времена, люди, условия, жизнь на земле, а вместе с ними — облик Велеса, но не менялась лишь только его суть. О многоликости Велеса можно судить уже по тому, насколько всё неоднозначно в имени собственном читать дальше …

РОССИЯ

«Тот, кто удачно объяснит название Русь, овладеет ключом к решению начал её истории», — писал польский историк и языковед А. Брюкнер в своей книге «О названии московитов» в 1935 году. Вопрос о происхождении названия народа тем сложнее для нас, что ответ на него стоит в прямой зависимости от той или иной концепции происхождения Руси как языка-этноса. Постановка проблемы в какой-то мере естественна и может быть оправдана, но лишь до тех пор, пока её решение находится читать дальше …

ЛЮТ

Значение слогослова лют наиболее полно раскрывается из концепции лютый зверь, где это существительное представлено в виде определения подлежащего. Словосочетание лютый зверь было широкоупотребительно в книжном языке и в разговорной речи с доисторических времён, что засвидетельствовали древние памятники письменности киевской и московской Руси. Связанное с познанием животного мира, оно неизменно обобщает смысл вечно голодного дикого зверя и от этого страшно злого и ужасного, и очень опасного для человека существа, в то же самое время являясь обозначением вполне читать дальше …

ДОЛЯ

Любопытные рассуждения о происхождении русского слова доля приводятся в одной книге, автор которой пишет, что слово имеет два значения, в смысловом отношении друг с другом, на первый взгляд, не схожие. Во-первых, доля — это кусок чего-либо, или куш, и во-вторых, доля — это чья-либо судьба, или рок. И каким образом судьба человека, или роковая женщина, спрашивает он, может быть привязана к дольке чеснока, например, или к доле мандарина, — остаётся лишь догадываться. Но оба эти читать дальше …

ХЛЕБ

Бережное и выразительное отношение к хлебу — это явление, которое прежде всего характерно для древних славян. И попечение громовержца над хлебом в рамках индоевропейской мифологии имеет чисто славянскую принадлежность. Сохранилось предание, что когда-то хлебный колос по всему стеблю шёл, снизу доверху. Но глупая женщина подтёрла обмаравшееся дитя пучком колосьев или куском хлеба. В наказание Бог провёл рукой по стеблю, обдирая злак, — и вовсе бы оставил растение без зёрен, да собака взмолилась о том, чтобы читать дальше …

ЯРИЛО

Солнечный культ Ярилы, издревле известный всем славянам и празднуемый в местах проживания коренного русского населения, чествуется в трёх ипостасях. Первая наиболее известная ипостась олицетворяет день летнего солнцестояния как Ярилин день. Вторая ипостась отображает сексизм репродуктивного органа мужской половины человечества как Ярилина плешь. Третья ипостась является в образе воителя с мечом как Ярун или щитом как Яровит. Языческий культ в трёх ипостасях Ярилы синхронизирует значения целого ряда слов по признаку полуоткрытого корневого слога {яр}. Во-первых, что читать дальше …

ГУБЫ

В научной, популярной и учебной литературе низкий стиль этого слова, как правило, коррелирует с высоким стилем другого, известного по поэтическим произведениям XVIII-XIX веков. В утрированном виде высокий и низкий стиль стихотворной речи и в красноречии представляется возможным объяснить будто бы благородным происхождением этой самой речи, состоящей из редких и устаревших слов, часто используемых в прошлом, и ведущих родословную от обожаемого поэтами эпохи Просвещения знатного старославянского языка, строго говоря, древнеболгарского. Но так всё обстоит лишь на читать дальше …

КУПАЛО

Купальское ликование — время летнего солнцестояния, которое приходится на (20) 21-е июня и на следующий за ним день солнцеворота. К купальским дням приурочены обряды, обычаи, нравы христианского праздника Ивана Купалы у восточных славян, почитаемого как православный праздник Рождества Иоанна Предтечи. Испокон веков праздновали не только дни летнего солнцестояния и солнцеворота, но и день сретения летнего солнца, символом которого является огненное колесо в движении. Отношение к этому празднику невозможно себе представить без того, чтобы не обратиться читать дальше …

Я

Местоимение — такая часть речи, которая указывает на понятие и не называет его по имени. Будучи указательным словом, оно употребительно вместо имени, называющего предмет по понятию. Потому имя имеет предметом обозначения понятие, а местоимение его не имеет. Номинативная функция слова состоит в том, чтобы называть понятие по предмету; местоимение эту функцию не имеет, отчего указательная функция местоимений заменяет назывательную функцию имён. Взять к примеру слово Elephant, под которым немецкий народ понимает слона потому, что слова читать дальше …

ИГО

В прямом смысле значение слова сводится к тому, во что запрягается крупный домашний скот или быдло, а именно к ярму, хомуту или дышлу. В переносном смысле иго означает рабство как принудительные работы. Не безызвестно, что в самые тяжёлые времена порабощённые народы уподобляются тупому быдлу и бессловесному скоту, закованному в кандалы и цепи, гонимому на рудники и каторгу, в каменоломни и на лесоповал. В связи с этим в летописных источниках упоминается аварское иго, во времена коего читать дальше …