ЯРИЛО

Солнечный культ Ярилы, издревле известный всем славянам и празднуемый в местах проживания коренного русского населения, чествуется в трёх ипостасях. Первая наиболее известная ипостась олицетворяет день летнего солнцестояния как Ярилин день. Вторая ипостась отображает сексизм репродуктивного органа мужской половины человечества как Ярилина плешь. Третья ипостась является в образе воителя с мечом как Ярун или щитом как Яровит. Языческий культ в трёх ипостасях Ярилы синхронизирует значения целого ряда слов по признаку полуоткрытого корневого слога {яр}.

Во-первых, что касается дня летнего солнцестояния, то это подтверждается тем обстоятельством, что в Ярославской, Тверской и других губерниях Купалу звали Ярилой, а Ярилин день отмечали там, где Купалу не праздновали: В. Поволжье и земли Северо-Восточной Руси, где проживали вятичи. И там, где сохранялись празднования Купалы, там нет или почти нет упоминаний о Яриле. В Украине имя Ярилы неизвестно совсем и всего одно сообщение имеется из Белоруссии. Сопоставляя так называемые ярилки с Купалой по обряду захоронения чучела, разведению костров, искуплению грехов, а с тем и сексуальных вольностей, и отмечая близость их по срокам, исследователи пришли к выводу, что ярилки и есть купальские празднества, вытесненные религиозным постом новой веры на другие календарные дни и случаи. На семантическое тождество между Ярилой и Купалой указывает обрядность праздника, на котором белокурый юноша или девушка с курчавыми волосами и венком из листьев на голове, одетые в белое и босые, сидели верхом на белом коне, привязанном к столбу, вокруг которого вставали в хоровод. Столб олицетворяет Ость мира, вокруг которой движутся частые звёзды и Солнце в облике Ярилы совершает своё видимое движение по небосводу как на Белом Коне. Местами обряд подменяется обычаем движения огненного колеса на оси вращения. Подобную обрядность можно наблюдать и во время празднования Коляды в дни зимнего стояния Солнца на небосводе, в которое колядующие держат в руках изображение звезды на шесте и встают в хоровод. Однако, семантическое тождество между Ярилой и Колядой нигде не прослеживается и потому не так явно как с Купалой, думается, по причине того, что Коляда всё-таки завершает видимое движение Солнца на зиму, а Купало — на лето. Данное положение склоняет мысль к тому, что Ярило является формой обозначения летнего Солнца в полупериод, когда продолжительность светлого времени суток увеличивается каждые последующие 24-е часа и дни становятся длиннее, а ночи — короче. Это, кстати, опровергает устоявшееся мнение о том, что Ярило является языческим богом или, что хуже того, полубогом или только идолом как объектом поклонения древних. Это убеждает нас в том, что разброс праздников, отмечаемых в данном интервале времени, начиная с 25-го декабря и заканчивая 20-м (21) июня, имеют отношение все исключительно к солнцу, повернувшемуся на лето. Это объясняет и тот языковой факт, что название года в европейских языках связывается именно с Ярилой как летним солнцем, а не зимним: немецкое Jahr, английское year; или чешское yaro — весна; год. Стало быть, на 25-е декабря приходится празднование рождения Ярилы как ипостаси летнего солнцеворота, а на 20-е (21) июня — празднование его воскресения или апогея славы солнца. Поэтому в Нижегородской губернии и в Пошехонье перед самым днём летнего солнцестояния или на Купалу отмечали старого Ярилу. А учитывая то, что на время летнего стояния солнца приходятся считанные часы, «старый Ярило» практически совпадал с Купалой, отождествляясь напрямую с ним. Исходя из этой логики, можно легко предположить, что истинное время «старого Ярилы» начинается 20-го (21) июня, — в день летнего солнцестояния. И следуя той же логике, можно уверенно говорить о времени молодого Ярилы, которое начинается 25-го декабря, как дня рождения солнца, когда становится впервые заметным после трёхдневного стояния удлинение дня, как светлого времени, несмотря на то, что и в Нижегородской губернии и в Пошехонье «молодого Ярилу» отмечали за неделю до Иванова дня (до Купалы), а «старого Ярилу» — перед самым Ивановым днём (на Купалу), что прежде всего должно быть увязано с календарными датами новой веры, разделённой в самой себе на римско-кафолическую и греко-православную христианскую Церковь. И таким образом, Ярило является «молодым» до тех пор, пока день увеличивается, а его длина не равняется ночи. Как только долгота дня сравнялась с долготою ночи, Ярило созрел для того, чтобы быть старше! Поэтому в отношении праздников, посвящённых именно Яриле, справедливы те домыслы, которые увязывают его с «умирающим и возрождающимся божеством» как летним, отнюдь не зимним солнцем, глубокие представления о котором в начале новой эры, где-то около IV века, постепенно стали отождествляться с объектом поклонения новой веры — Иисусом из Назарета. В таком случае восхождение Исуса на Голгофу к месту своего воскресения является земной проекцией летнего полупериода движения солнца по эклиптике, — от самой низкой точки над горизонтом в день зимнего солнцестояния до точки «крес».

Аналемма скорости движения Земли вокруг Солнца над камнями Калланиша. Остров Льюис, Шотландия.

Астрономическое явление или наблюдаемое на небосводе видимое движение Солнца отражается как перемещение солнца по небу в течение года снизу вверх или сверху вниз относительно истинной линии горизонта, что соотносится прежде всего с восхождением дневного светила на вершину горы и последующим нисхождением. В череде местностей до сих пор сохраняется старая, связанная с небесной горой, топонимика, как то — Ярилина гора, Ярилина роща (видимо, на горе). Сохранилось предание, что на горе близ Галича стоял идол Ярилы, в честь которого совершался трёхдневный праздник в Неделю всех святых! Известно и такое название соответствующего праздника, как Красная Горка, трёхчастное отношение к которому связано восхождением, воскресением и последующим нисхождением Ярилы в летне-зимний период в годовом обращении Земли вокруг Солнца. Правило детской игры «Царь-горы» имеет своей причиной восхождение на гору и завладение её вершиной: тот, кто первым доберётся до самого верха, станет Царём-солнцем, а если будет угодно, то и самим Аполлоном!

Данные солярографии. Сферическая астрономия.

Поэтому яръ в картотеке Словаря древнерусского языка (АН СССР) имеет значение открытого места на возвышенности, видного со всех сторон, то есть горы или холма. Об этом же говорит и слово крутояр, в котором «яр» означает не просто высокое место, открытое всем ветрам или солнечному свету, но такое, которое с «крутыми» склонами. В Статейном списке посольства в Китай Спафария за 1675-1678 годы можно прочитать следующее: яр великий и высокий; на яру растёт лес березник, ельник и всякой лес, а яр зело высок. Тот же Спафарий в своём Путешествии через Сибирь за 1675 год уточняет значения яра: «А стоит на красном месте, на яру, а живут русские люди»; «А против того острова на другой стороне яр каменной будто столбы великие»; «А поистине тот яр есть так будто гора, потому что во многих местех есть превысокий»; «Но мы ныне, оставляя гору или яр Кряж, опять возвращаемся ко описанию реки Иртыша». Дополнения к Актам историческим: «А кругом того озера красный яр». В своей Истории Сибири Г. Ф. Миллер приводит грамоту 1611-го года: «А в Тобольску служивые люди в расспросе сказывали, что на Кетцком устье на яру, где стоять городу погоже и вперёд прочно, пашенного места и лугов много, и рыбные ловли и озёра есть». Город в Сибири Красноярск. Красный Яр, деревни и сёла. Другое не менее известное название для красного места — урочище. Это же значение имеет слово юр, открытое место. Дом стоит на юру. Двор на юру, как на доступном всем ветрам и солнечному свету месте. Яр распространяется и на гористый берег, который весьма высоко обрывается над уровнем реки, моря и океана, переходя в крутую стремнину или обрывистый склон возвышенности, на котором нередко строили свои кремлёвские жилища и укреплённые города древние народы. А историческим примером подобного строительства является легендарная страна венетов Арморика, бывшая на всём побережье Атлантики и атлантических морей. Ирий, славянский рай, такой же как эдем шумеров, или то благодатное урочище, хлебное место, где много света и тепла, лесных угодий и чистых водоёмов, речных долин и горных озёр с плодами земными и дичью. Ирландия, дословно «ирийская земля», ирландцы как обитатели «irish land». Иран, древнее название страны Ариана, или Ария, страна арийских народов, — племён и родов, изначально проживавших в земном раю, или там, где в наше время протекают реки Арий, Ариан (устар. Арья) и Арей: от западных склонов Среднего и Северного Урала к восточным равнинам Европейской части России. Имя Ира; в мифах Древней Греции Ирина, богиня мира и благоденствия, «рая на земле». Ареал обитания — жизненное пространство в мире животных. Арена — открытое и освещённое пространство как место состязаний. Аральское море. Как название горной реки Урал, — бывший Яик.

Легендарная гора Меру, которая находится в середине Мира, и воспоминания о которой сохранились в древних гимнах благочестивых индийцев, — ариев, есть речевой оборот, которым они описывали воображаемую ось вращения Земли в точке на небосводе по направлению к северному и южному полюсу мира, около которой как в калейдоскопе происходит видимое суточное движение звёзд. Эта воображаемая ость вращения с вершиной, восходящей в точку, совпадающую с географическим севером, как на приколе, раскручивает мироздание и является той самой горой, которую должно быть видно только ночью при свете звёзд, и которая отождествляется с двумя Геркулесовыми столбами или конусовидным веретеном с пряслицем, как имеющем сквозное отверстие по продольной оси, и вид, внешне похожий на баранку! Эту воображаемую ость мира было бы точнее обозначить и как ось меры или временного измерения, на которой прядут нити человеческой судьбы богини Мойры древних греков. Платон рассказывает о мировом устройстве как о следствии действия этого веретена, описывающего две окружности верхнего и нижнего неба как действие земной прецессии, что и было отмечено Гиппархом как предварение равноденствий, при котором ось вращения тела помимо собственного вращения изменяет и своё направление в пространстве сообразно разверченной юле или волчку! Постепенно отклоняясь от вертикали, тело описывает верхний и нижний конусы, наподобие песочных часов! В мифологии древних земная прецессия больше известна как небесная Колесница или Серый Волк в русских сказках! Явление небесной горы хорошо видно ночью, когда небеса горят светом далёких «планет», являясь прообразом земной горы, на самой вершине которой громоздится идол Ярилы или Прикол, около которых начинаются игры и хороводы с песнями и плясками.

Суточное кружение звёзд вокруг полюса мира как аллюзия небесной горы или конусовидного столпа и гончарного круга.
Полярная звезда и окружность Платона. Альфа-Малой Медведицы Регул как Небесный Кол, Прикол-звезда, Железный Кол, Северный Гвоздь; у хакасов — Привязанный Конь.

Отголосок этого астрономического явления можно найти в устойчивых словосочетаниях горний свет или горние чертоги, то есть вышние, небесные и в слове гореть, как означающего действия светить, сиять, сверкать, пламенеть и однокорневом с ним греть, повышать температуру, сохранять тепло, и производных горячий и горький. Украинское гарна дивчина «красна девица». Горняя любовь, святая. Горняя дева, призрак, мечта; как будто сошедшая с небес; не от мира дольнего, но горнего; спустившаяся на эту грешную землю свыше. Прецессия возникает в результате фундаментального гравитационного взаимодействия и привнесения центробежной силы инерции вращающегося тела и схематически может быть представлена в виде двух конусов, основания которых повторяют окружность в экваториальной плоскости планеты, вершины направлены в точки северного и южного полюсов мира, в геометрической проекции дающей вид ромба внутри овала, и которую в христианской иконописной традиции символизирует форма миндалевидного нимба, как сияния овальной формы, расположенной строго в вертикальном направлении, внутри которой помещено изображение в рост или Христа, или Богоматери, реже святых. Вместе с окружностями неба в северном и южном полушарии прецессия даёт геометрическую проекцию выпуклого на оси цилиндра или бочки на шесте, в которой плывёт и растёт не по дням, а по часам персонаж русских народных сказок Иван-царевич, и выход которого на берег может быть осмыслен как пережиток обряда прохождения инициации, то есть посвящения в тайну рождения, жизни и смерти. Традиционно прецессия в искусстве проявляется как узор в виде ромба с вертикальной и горизонтальной линиями внутри, образующими крест, и четырьмя точками, означающими оба равноденствия и солнцестояния. В православной традиции на равностороннем кресте вместо точек изображают дополнительно четыре луча, как бы солнечное сияние. В Бхагавад-гите (2:45), священном писании благочестивых индийцев, йогов, есть такие слова, сказанные Господом Кришной:

Интерес Вед — три гуны; будь в состоянии без трёх гун, о Арджуна:

Не двойствен, в чистоте всегда стоек, не зависим, установлен в духе.

В словарном переводе на санскрите гуны означают «нити пряжи», из которых соткано полотно человеческой жизни; в концепции речи Господа, обращённой к Арджуне, гуны означают три качества, сотворённые природой вездесущего бытия, которые пронизывают всё мироздание рождением, жизнью и смертью. В цвете качества могут быть представлены как белая, красная и чёрная нити. И призыв «быть без трёх гун» означает такое состояние сознания, какое только есть за пределами грубого, тонкого и самого тончайшего, как трансцендентная реальность, бытие вне рождения, жизни и смерти, как обретённое бессмертие и освобождение от связывающих пут или запутывающих связей феноменального существования в мире нескончаемых иллюзий и повторения прошлого опыта. В текущем контексте — это способность оставаться вне правил детской игры в «Царя-горы» неизменно пребывающего в чистоте сознания блаженства. Надо думать, что в Слове о полку Игореве, светлый князь Волх Всеславьевич, серым волком прерыскавший пути Хорсовы, преодолел таки силу гравитационного взаимодействия и инерции и вышел за пределы видимого и невидимого мира, ставши за гранью добра и зла. Хорс, другое название Солнца в центре системы. Хороший, солнечный и светлый, огненный и яркий, пламенный и страстный. Хоровод. В сравнении шар, объёмный круг (< др.-рус. хоръ > рус. гора, скала, холм). Гороскоп, это первоначально знак зодиака, восходящий над горизонтом в данный момент времени или час асцендента, если быть совсем точным, точка пересечения истинной линии горизонта с линией эклиптики. Асцендент или восходящий знак оказывает влияние на внешность человека и то, каким будет к нему отношение со стороны общества. И в дословном переводе с греческого оно означает «смотреть время восхода (асцендента)».

Зодиакальный знак Овна соответствует сектору эклиптики от 0˚ до 30˚, считая от точки весеннего равноденствия. Поэтому в западной астрологии знаку Овна отводится период с 21-го марта по 20-е апреля, хотя в созвездии Овна Солнце находится с 19-го апреля по 13-е мая, а точка весеннего равноденствия имела место в нём последний раз 2000 лет назад; начало астрологической эры Овна приходится примерно на время 4500 лет назад. Таким образом, зодиакальный год начинается не в январе, а в марте месяце, когда местоположение Солнца на небосводе соответствует точке весеннего равноденствия. По этой причине знак Овна является началом звёздного круга двенадцати, и Солнце здесь находится в экзальтации, а управителем знака является Марс — бог войны и земледелия. Будучи первым знаком зодиака, Овен увязывается с элементом стихии огня и первым домом гороскопа, влияющим на тело и голову человека, и предваряет рост и самовыражение, развитие и процветание. И когда Солнце входит в знак Овна, тогда это подобно духу, входящему в плоть и предваряющему плоть в тело живое, и видящему себя душою живою. Солнце в Овне знаменует в круге жизни и смерти дальнейшее взросление и созревание «молодого Ярилы», как бы олицетворяя этим «зрелого» Ярилу. У многих народов первым днём недели является воскресенье, как день летнего Солнца! Например в английском языке sunday, «день Солнца», понедельник. Резонно было бы предположить, что это знаменательное время отмечалось всенародными гуляньями, праздниками или торжествами. Ближайшая аналогия этому времени ярмарка (< польск. jarmark из с.-в.-нем. Jahrmarkt), как ежегодный фестиваль на торжище, устраиваемый в одно и тоже время в праздничных, образовательных и деловых целях в одном каком-либо определённом месте. Другое близкое к этому времени событие или торжество — праздник Масленицы, неизменным атрибутом которого являются блины. Реальное время праздника из-за религиозных разногласий, изменений в календарной системе и необъявленной войны язычеству никак не привязано ко дню весеннего равноденствия, хотя ранее на эту связь указывали этнографы. Истинное же время празднования, известного как проводы зимы, приходится накануне «молодого Ярилы», — за неделю до начала весеннего равноденствия, когда день, хотя и прибавляет в светлом времени суток, всё ещё не равняется ночи, и как следствие, зима в марте месяце держится местами снегом и льдом, а местами холодом и мёрзлой землёй. После же весеннего равноденствия дни постепенно становятся длиннее ночи и на смену холодному дыханию зимы приходит живительное тепло весенней прохлады.

Овен является самым благоприятным знаком зодиакального цикла, потому что такая важная и центральная «планета» как Солнце, влияние которой на тело человека осуществляется через таламус и дух, или эго, в нём экзальтирована, а хозяином знака является планета импульсивных энергий Марс, который в нём чувствует себя как дома. Будучи знаком стихии огня, Овен даёт чистоту тела и благости в жизни. Огненная стихия чиста и благотворна, так как сжигая дотла, огонь не оставляет после себя ничего того, что могло бы стать тлетворным или заразным. И усваивание пищи тоже происходит не без участия пищеварительного огня и всякая жертва, прежде чем достичь своего бога в лице поглощающего её, должна быть подвергнута воздействию пламенного огня. Такая жертва ничем не оскверняется, потому что ни для кого не станет источником заражения или тлетворного влияния и добычей падальщиков. Жертвоприношение не то что не проводилось, оно даже не мыслилось без огня! Ровно по этой причине одно из названий для овна — агнец — в плане выражения соответствует консонантизму русского слова огонь, латинского ignis и санскритского agni. Отношения между агнцем и огнём можно легко проследить на том лексическом и семантическом основании, что ещё в ветхозаветные времена святые отцы наши житием своим приносили в жертву богу именно овнов, наречённых оттоле «агнцами», ибо сии жертвенные животные предавались «огню». Почему и стало вполне возможно понимание агнца как жертвенного животного вообще, не обязательно овна, но только тоего, коего приносили в жертву возложением на погребальный костёр. Такое же основание имеет сопутствующее овну слово ягнёнок, что само по себе убедительно, так как в жертву приносили именно ягнёнка, который, оставаясь девственным, был близок огню как чистой стихии. Чистота жертвы признаётся богоугодной и таковой отдавали должное как пище богов. Для сравнения с чем, латинское agnus «ягнец» и греческое agne «чистая, непорочная», откуда есть и пошли имена Агнесса и Агния (Барто). Другое не менее значимое слово, взятое из древнеиндийской литературы, — yajna «жертва богу, жертвоприношение», — не в том смысле, что добыча хищников или жертвы преступника. В русском языке оказывается, что это слово появилось посредством перевода английского текста как «ягъя» через ряд значительных упрощений под слух, так как ближе всего к первоисточнику оказывается произношение «ягня». В сравнении с чем в древнеиндийском слое лексики непременно найдётся слово, которое известно на санскрите как jnana, по-русски знание, которое в переводе читается «гъяна», хотя всего ближе по произношению «гняна». Зной и зазноя, любовь. Имеем все основания полагать, что в языках и диалектах древней иже современной Индии аффрикативный звук английского языка [дж] произносится как русское [г], а мягкий звук [n’] западает в твёрдом знаке [гъ]. Этимология слова yajna, надо думать, как производное в санскрите восходит к имени существительного agni. Суффикс уменьшительного значения в слове ягнёнок, буквально ‘огненный’, предполагает малолетство овна с присущей тому девственностью. Так повелось, что издревле «ягнятами» называли отродясь исключительно овнов, или тех же баранов; далеко не последнюю роль в этом удивительном словотворчестве как раз играла астрология. По этой причине, другое не менее известное название молодого овна — ярок. В святоотеческих писаниях говорится о так называемых ярочьих шкурах, в кои по простоте житейской и по наущению божьему святые отцы облачались в ознаменование возрождения и воскресения, жизни вечной, жизни в духе. В славянских языках слова на эту основу имеют значение огня и всего того, что так или иначе связано с пламенем. Костромское яр, гарь-пыл от огня, сербское jȁра, жар в печи или jарити се, воспламеняться, разгорячаться, по-русски ярко гореть. В латинском aurora, северное сияние. Аура, как сияние овальной и круглой формы вокруг тела или головы человека, в христианском искусстве традиционно изображаемое в виде нимба всех святых.

Качество остроты и мягкости, чистоты и благости, тепла и ясности, плодородия и жертвенности, присущие огню, имеют определённый смысл и характеристику огненной стихии в значениях целого ряда слов и словосочетаний, развившихся на базе полуоткрытого корневого слога по признаку огненного и пламенного.

В архаичных народных говорах древнерусское прилагательное яр не имело того негативного смысла, который привнесли в него миссионерской деятельностью идеологи христианства: ярой лёд, как чистый лёд, не покрытый снегом, и ярой нож, острый, мягко режущий, ярый воск, чистый, белый. Тоже в польском jary, чистый, ясный: woda jara, чистая вода, или słońce jare, ясное солнце, и młodzik jary, ясный молодец. В чехословацком jarý, свежий, молодой: jarý med, свежий мёд; в русском ярый, светлый и сияющий, присущий свежести и молодости сил. Олонецкое ярой и ярый, быстро и неутомимо работающий. К примеру, в Слове о полку Игореве: Яръ туре Всеволоде. Производное от прилагательного «яръ» — яркий — в русском литературном языке отмечается с XVI века в значении 1) светлый, сверкающий; 2) страстный, пылкий: псковское яркие бабы, весёлые, разговорчивые, голосистые; 3) острый, легко режущий: ярка коса. Украинский язык до сих пор сохраняет ряд значений, имеющих отношение к молодому и раннему: яра пшениця, то есть весенняя; яра пчiлочка, родившаяся в этом году; ярая коза, молодая, этого года, и потому ещё не рожавшая; яра рута или верба яра, зелёная, свежая, ни разу не цветущая; поговорка стар, та яр, уже старый, но всё ещё ярый; яре пекло, сильный жар. И в том же польском jary, весенний, то есть посеянный весною, предназначенный для весеннего сева; jarz, весна как раннее время года, время молодых и буйных, как ярый сезон; в словацком это — jar, весна как первый сезон года; в русском яра — весна; лето, год (XIV в.) и производное от него яровые — посеянные весною, ярь — яровой хлеб (XII в.), в украинском это ещё и весенний период. В словаре В. И. Даля ярь «тук, сок, как растительная сила почвы, особенно переносимая на грибы»; псковское под яр, сеять по весне. Отсюда соответствующие тому названия сельскохозяйственных культур: овса, ячменя, ржи, гороха, гречи или пшеницы, как ярицы. К этому же корню помимо однолетних растений восходят и домашние названия годовалых животных: сербское jȁрета, козлёнок, козочка; также сербскохорватское jарух, молодой барашек, болгарское ярка, курица, ни разу не нёсшая яиц; камчатское ярец, бобрёнок первого года жизни; одесское ярота, овечки и барашки до года жизни. И древнерусское яръка, молодая (ни разу не ягнившаяся) овца (XVI в.), ярина — овечья (белая) шерсть, волна (XI в.). Для сравнения с чем поярок, или шерсть первой стрижки ягнят: поярковая шапка; то же яритина (в Лядском районе) и яротина (на Волыни). В Курской губернии переярий, как животина, пережившая одну весну, скотина второго года жизни. Молодости или свежести сил обычно присуща ярость: скорость, бойкость, неукротимость, нетерпимость и готовность идти на дело яро: борзо, споро, шибко, мощно, сильно; яроватый, резкий и стремительный, яровистый — норовистый, напористый. Поярый, как пристрастный к чему-нибудь. Он пояр до вина, до женщин. И далее яриться, чувствовать похоть, половое возбуждение, сексуальную страсть, любовный пыл. Ярун, тот кто похотлив или любострастен; смоленское «бык-оплодотворитель». Ярный, пылкий, страстный, любвеобильный, горячий, пламенный, кипучий. Яровитый, сердитый. Тоже о природных явлениях: яроводье, высокая, текущая стремительно вода весеннего разлива рек; яр — быстрина реки и размоина от весенней воды и однокорневые названия рек, например, Арейка. Названия рек на эту основу могут быть увязаны с их протеканием через горную и холмистую местность, обрывистыми берегами вдоль русла, быстринами или размоинами.

В русском литературном языке прилагательное яръ (яра, яро) или ярый (ярая, ярое) засвидетельствовано с XI века. И. И. Срезневский и В. И. Даль по разному выстраивают его многообразные значения, но все они сводятся к проявлениям силы духа человека и оттенкам смысла, связанным стихией пламенного огня: огненный и пылкий, сердитый и гневный, горячий и вспыльчивый, острый и весьма горючий, расплавленный и плавкий, блестящий и белый. В сравнении с чем ярость — гнев (XI в.), яръ — гнев (XII в.), яростный (XII в.) и яростивый (XVI в.). В понимании религиозных идеологов новой веры существительное яръ означает уже злость, лютость, жестокость, а прилагательное яръ — похотливый, заносчивый, дерзкий; получает отрицательное морально-оценочное суждение, приводя к устранению и подменам значений в церковно-славянском. Народ же сохранил исконные значения лишь потому, что все эти слова не имеют в общих чертах негативного смысла. По этой не тривиальной причине словом ярость обозначали состояние праведного гнева, в то время как под злостью понимали состояние гнева отчаянных, с чем сравнимо древнерусское аръ, гнев, иръ то же. В словаре санскритского языка arí, I. 1) верный 2) благочестивый 3) святой. II. 1) неблагосклонный 2) враждебный 3) враг! Или aryá, благородный, верный, дружественный; представитель одной из (трёх) высших каст. Aryaman, один из богов Адитьев, глава усопших предков. Таким образом, позитивное отношение к словам на данной не производной основе в силу внешних причин или личных мотивов время от времени приобретает негативное значение с теми или иными оттенками смысла. Атаки яростные те, то есть стремительные и напористые, мощные и сильные, но злые и жестокие, отчаянные и мстительные атаки врага.

Если нужно выразить одним словом качества чистоты и святости, тепла и света, ясности и свежести, молодого и раннего, благородства и достоинства, честности и справедливости, пылкости и страстности, остроты и мягкости, готовности на дело и стремления, белого и светлого, всего хорошего и самого прекрасного, то лучше всех подошло бы слово, образованное на основе корневого слога {яр} по признаку солнечного, огненного, пламенного, закалённого. Горит свеча воску ярого, то есть чистого, белого. Ирис получил своё название из-за богатейшего разнообразия форм и оттенков цвета: древнегреческое iris, радуга. Аир, корень с горьким вкусом; там где произрастал аир, водоёмы были чисты и пригодны для питья. В Сибири ярдан — полынья, прорубь (в жгучий мороз); в сибирских обычаях умываться из ярдана, с тем чтобы получить здоровьецо и очиститься от святочных грехов или ряжения в чёртову рожу, — маску. Иордан, священная река, водами которой Иоанн крестил народ в покаяние, в том числе Иисуса из Назарета. Названия мест в России — Ярдан и Ярданиха, во Франции, Бельгии, Испании — Jardan и Jardin. Священная птица орёл {арьол}, немецкое Aar, или хеттское haras. Обращает внимание божественная связь орла и солнца в мифах древних народов. В древнеиндийской мифологии орёл Гаруда, который явился олицетворением великого красного солнца. В древнеегипетской мифологии бог неба Гор (устар. Хорус) в облике человека с головой сокола, почитай что орла, и крылатого солнца был сыном бога солнца и небесным покровителем фараонов, чьи гробницы в виде четырёхугольной пирамиды оказываются тем же конусом в геометрической проекции и каменной горой в географическом отношении. В сравнении с египетским ḥr [ħa:r] и русским Хорс. В одной из русских летописей о религиозной принадлежности татарских полчищ под водительством темника Мамая говорится, что они де поклонялись «какому-то Горусу». Мамаев курган в Волгограде. Профиль хетта на стене гробницы фараона Хоремхеба (ок. 1400 г. до н. э.) очень похож на описание внешности Святослава, данное самим Львом Диаконом, его современником: небольшого роста и коренастого телосложения, без бороды, с весьма длинными усами, на бритой голове — оселедец. В отличие от него изображённый хетт был безусым. Двуглавый Орёл, герб, известный ещё со времён хеттской державы. Орёл — благородный и сильный хищник с острым зрением и яркой внешностью, гордо парящий над миром. Взгляд как у орла, — острый, проницательный. О мужественных, стойких и закалённых, как правило молодых и сильных, говорят: Орлы! Название пионерского лагеря — Орлёнок. Из песни слов не выкинешь: Орлята учатся летать.

Во-вторых, информанты сообщали этнографам о гуляниях в «Ярилин день», о так называемых «ярилках», когда полагалось «Ярилину плешь погребать». Это время как раз приходилось на день летнего солнцестояния, но по известным на то причинам оно было вытеснено постом и молитвой, поэтому день Ярилы не имел прочного и единого обоснования в календаре. В синтаксической связке с Ярилой плешь является лишь эвфемизмом: она относилось не к лысой голове, но к обнажённой головке. Потому иногда персонаж назывался не Ярилой, но Плеханом. По обряду, действие которого освящено погребением чучела с ярко выраженным мужским половым признаком, Ярило совпадает с тем румынским Калояном, который по большей части имел соответствие с Иваном Купалой как «прекрасным Иоанном». Таким образом, отмечавшийся всем миром праздник Купалы в одном каком-либо месте, соответствовал похоронам Ярилы в другом, сжиганию Костромы в третьем, проводам Перуна в четвёртом, как правило, на холме или на лысой горе или же на горе, покрытой рощей. Следы их до сих пор остаются в синтаксически устойчивых церковных конструкциях, как например то, — шабаш ведьм, шабаш на Лысой горе; также в славянских соботках или в политическом термине саботаж, так как праздничное событие переносилось на выходной день как день суботний и представляло разнузданное гуляние в несколько тысяч человек, сопровождавшееся сексуальными вольностями или оргиями, необычно развратным характером половых отношений, не имевших ничего общего с церковным благочестием. Погребение или сжигание чучела на погребальном костре олицетворяет прощание с молодым Ярилой в час-пик его восхождения на небесную гору, который приходится на время летнего стояния солнца в точке крес и, что важно, обряд направлен на души умерших предков и связан с переходом их по ту сторону жизни и смерти, символизируемый старым Ярилой и его полупериодом нисхождения, когда солнце поворачивает на зиму. Что и нашло своё отражение в праздновании «молодого» и «старого Ярилы» в Нижегородской губернии, Пошехонье и других областях в последнюю неделю на Ивана Купалу как неделю воробьиной ночи. Воробьёвы горы, местность на юго-западе Москвы.

Проводы Ярилы сопровождались всеобщим ликованием и разгулом страстей от самых безобидных и невинных до откровенно бесстыжих и наглых с бешеными плясками, сладострастными жестами и такими же песнями, с кличем и воплем неприязненным, так что мужам женатым и отрокам — прельщение и падение, а жёнам мужатым — бесчестие и девам юным — растление. Упоминается, что эти и подобные им «глумы» творились в Троицыну субботу и в Петрово заговенье с «козлогласованием, пьянством и любодеянием», напоминая тем древние оргии дев-вакханок, — вакханалии, проводившиеся на праздниках в честь Диониса. В древнегреческой мифологии Erōs, божество любви, пусть кратковременной, но столь же яркой как падающая звезда. Это в сравнении с бессмертной любовью — amore, — воплощённой в древнеримской мифологии богом Амуром. То же в греческом Erōtos. Отсюда в русском эротизм, высокая половая возбудимость, чрезмерная половая чувственность; эротика, как яркость половых ощущений, восприятий или представлений. Эротоман, человек с чрезвычайно большой половой возбудимостью, болезненно завышенным интересом к сексу; маньяк. Эротомания, болезненное на грани безумия половое влечение. В философии идеализма Платона и неоплатоников «эрос» — это уже мистическое влечение к фантастическому и «потустороннему» миру идей. Древнеегипетский с головою сокола бог Гор в апофеозе славы изображается как носящий на голове Великое красное солнце, обвитое священным змеем Урием: тем самым змеем, который красуется на головном уборе фараонов, являясь прообразом неукротимой силы самовластительного мужа — его потенции. Не иначе как Ур, или по-русски Юр, гипертрофированная змея-кобра с воздетой кверху головой, как образ мужской потенции, женолюбия и власти, фаллический символ архаичного культа. В той же греческой мифологии бесконечно плодовитый Уран, отец-небо, в любовном вожделении обнимает и оплодотворяет Гею, мать-сыру-землю. Уран, планета в солнечной системе с горизонтальной осью вращения. Тут остаётся лишь гадать, насколько далеко за горизонт событий уходят истоки обряда похорон чучела с огромным приапом и пошлыми шутками у казаков и корни слов, указывающих на половую близость в славянских языках: украинское яркiсть, мужское семя, сербское jȁрич, любовный пыл, русское ярь, энергия растений, их спор и семян (по-Далю В. И.), откуда яриться, сексуально возбуждаться. Животина ярится, кричит, ревёт, вопит или рычит, одним словом орёт от полового возбуждения весной, ранним летом, привлекая тем самым противоположный пол. Уретра (лат. urethra), мочеполовая система человека и других позвоночных животных. Древнегреческое orhis, яичко человека либо другого позвоночного животного. Орхидея, растение с яйцевидным корневищем или клубнями. Оргия, всеобщая вакханалия в мистериях Диониса. Орех.

Урна (лат. urna), как погребальный сосуд или ваза, в которую помещали пепел сожжённого покойника. В археологии время полей погребальных урн было и у славян; кремация же с помещением праха в урну широко распространилась по Европе с середины II тысячелетия до новой эры. Автор Повести временных лет сообщает, что «если кто умрёт, над ним творят тризну, и кладут его на костёр, мертвеца сжигают и затем, собравши кости, кладут в сосуд малый, и оставляют на столпе на распутье, что творят вятичи и ныне. Эти обычаи творят кривичи и прочие сущие язычники». До сих пор славяне хранят память о кремации того времени, когда произносят сокровенно: «Мир праху твоему!». В контексте же нашего исследования существенно то, что урну с пеплом ставили «на столпе», вкруг которого насыпали большой холм или курган, что отмечено археологами как остатки вертикальных столбов, обнаруженные в курганном могильнике. Со времени церковного христианства от него остались лишь небольшие холмики и намогильные насыпи в виде горок. В похоронном обряде поднимание бочки на шесте и её сожжение или то же поднятие горящей урны на оси к солнцу вкупе с сожжением либо утоплением куклы является пережитком посмертного ритуала с более чем тысячелетними традициями, обязанными своим происхождением раннеславянскому похоронному обряду вознесения урн на столпе относительно судьбоносной значимости феномена земной прецессии, как горшок на плетне: в представлениях древних индийцев весь мир вертится как на гончарном круге. В настоящем эта сторона похорон отражена белой бутылкой водки, или той же горилки, с бочковидной стопкой на длинном горлышке, оставленной на могиле покойника. Ранее горшок и позднее бочка стали той посудиной, или лодкой, на которой душа покойника переходит из этого мира в мир иной. И помогали ей в этом плавном переходе как служители, так исполнители посмертного ритуала похорон. И бочка Диогена тоже связана каким-то образом с обрядом похорон и влиянием земной прецессии на жизнь в горниле судьбы человека, — ведь под «бочкой» имеется в виду пифос, огромный в рост человека глиняный горшок с выпуклыми боками, который закапывали в землю, и в котором хоронили зерно и своих мертвецов древние греки. Сегодня вместо урны, горшка, бочки и лодки повсеместно используется длинный деревянный ящик в виде того же сундука как ларца, пришедшего на смену срубу и домовине. Образно выражаясь, мы все плывём в одной лодке, находимся как будто внутри бочки, прообразом которой является феномен земной прецессии, — и никуда мы с этой подводной лодки не денемся. Холмы в виде тех же пирамид, широко распространённые по лицу земли, являются в той же мере и теми же курганами, выстроенными из тёсаных каменных глыб. В древнеиндийской культуре феномен земной прецессии стал неотъемлемой частью религиозного культа поклонения лингаму, как творящей божественной силе, скульптурные изображения которого представляются как вертикально поставленный в основании круглой формы, реже в виде квадрата, цилиндр, как аналог веретена Ананке у Платона или же веретена с пряслицем у славян.

Итак, в мифах феномен земной прецессии отражён как Небесная Колесница с Колёсами в виде двух окружностей северного и южного неба на Оси вращения, в которой мы все находимся как собирательный образ Луны, или Арджуны, Ярилой-возничим, или Кришной, и тройкой Белых Коней в тройной системе Полярной звезды. Вместо тройки-двуколки иногда фигурирует Крылатый Конь (Пегас) или Птица (Сокол, Орёл). Полярная звезда как путеводная и есть тот самый «конь» древних индийцев, который знает правильный путь к небесному миру.

Полярная альфа-звезда в созвездии Малой Медведицы и две звезды-спутника.

В-третьих, что касается воинской доблести и самопожертвования во имя чести, долга, славы, справедливости, идеалов, то после принятия христианства Ярилу заменил Георгий Победоносец, ставший воином-святым и больше известный в народной традиции под именами Егория или Юрия. У словаков Игор, у южных славян Гергий. Геральдическое описание Георгия как Святого не соответствует канону изображения святых на иконах непременно с нимбами; характеристика же Победоносца как Патрона России противоречит общепринятой религиозной норме, что Небесным покровителем всей Русской земли является Патронесса — Пресвятая Богородица. Более того, на гербе города Москвы XVII века будущий Георгий Змееборец был изображён в виде обнажённого всадника как Ярила на белом Коне, которого позже будут называть просто «Ездец», всадник с копьём. Культ Ярилы был широко распространён на Верхнем Поволжье, в современных Московской и Владимирской областях, а в районе Суздаля Ярило был известен также под именем Ярун. Есть Ярилово поле в Костроме; Ярилова роща, бывшая под Кинешмою, село Ерилово в Дорогобужском уезде, Яриловичи, — урочища в Тихвинском и Валдайском уездах, Ярилова долина под Владимиром и прочее. Потому перепутать его с грозным Перуном, — другим явлением молниеносного Ярилы, могли разве что позднейшие исследователи, а не местные коренные жители, так как культ последнего был распространён на территории Великого княжества Литовского и Литовской Руси под именем не менее известным, чем Перкунас, например, как в Белоруссии: «Каб цябе Пярун пабраў!». На этих же территориях культ Ярилы почти не встречается, но его можно обнаружить у западных славян под именем Яровита, изображение которого представлялось с бранным щитом и которого старшие хроники сравнивали с римским Марсом, бывшим первоначально громовержцем, и только потом ставшим богом войны. Та обрядовая обстановка, с какою праздновали Ярилу в различных местностях, показывает тесную связь с летними грозами и проливными дождями, громом и молнией, чёрными тучами, как оплодотворяющими силами природы, которые после летнего солнцеворота с каждым днём затихают и замирают от холода, и в конце концов, замыкаются морозами. Круглый щит Яровита символизирует не только солнце, но и шаровую молнию; меч Ярилы, или в интерпретации копьё, олицетворяет не только грозовую стрелу и каменную молнию, но и солнечный луч! Отсюда известная этнографическая связь Яровита не только с Перуном, но и самим Ярилой, как постоянным противником Кощея Бессмертного в русской мифологии, перенявшим облик Ивана-царевича в русских народных сказках! С другой стороны, Ярило есть у сербов. В Скандинавии помимо топонимов Jarila и Jurila имеется Harila и тот же Jarilla в Испании, по-испански как «Харилла». В России прилагательное «испанский» писали и произносили «гишпанский». Гишпанская красавица. И то же имя George является вариантом имени Jorge у турок, Herger у немцев, у В. Шекспира: бедный Йорик. Он же Ярик, или Гарик, он же Ерек, сравнимо с татарским Ирек и скандинавским Эрик (Рыжий). Место исторического графства на севере Англии — Йоркшир. Мужские антропонимы Жорик и Жорж, по-английски Джордж. Хари Кришна, хари Рама.

Вопросы йотации, связанные прежде всего с произношением гласных в начале слов и в середине различные языки решают всегда по разному. На немецком — jahr, на древле саксонском — ger (англос. gear), у карпатских горцев ярь, весна, как вариант чешского — gar, garo; русского гарь, жар. И славянский Яровит в текстах на латинском известен как Gerovitus, а на немецком — Herovitus. Таким образом, имя мифического персонажа Hēraclēs, Геракл является ни больше, ни меньше передачей на древнегреческий лад формы славянского имени Ярослав (гр. clēos «слава»). Поскольку греческое Hēra~ не является значимым словом, и поэтому его невозможно адекватно перевести на другие языки, постольку оно лексически и семантически обычно связывается с именем другого известного мифического персонажа Древней Греции, богиней Герой, и этимологизируется как «славить Геру». Геракл своими подвигами славит не себя, а вспыльчивую и раздражительную Геру, чей образ является воплощением гнева или злобы в их самых что ни на есть низменных и отвратительных проявлениях нетерпения и вожделения, мстительности и коварства! Олицетворяя собою древнее зло или первобытный страх, увлечённая необузданностью своего крутого нрава, она яро преследует своего заклятого врага — «культурного» героя Геракла, связанная хтоническими силами, и в бешеной похоти порождающая чудовищ наподобие Тифона и самого неукротимого, буйного и кровавого бога войны, молодечества, жестокой удали — Ареса. Очень важно, что мифический образ древнегреческой богини вторичен и поздно олитературен. Прообразом её, как думается, может быть архетип весны и плодородия, богиня Яра, или Алёнушка, невеста Ярилы, которую царевич Иван спасает от Змея Горыныча или Кощея. В интерпретации имя Ярослав дословно будет означать «славить Яра», как слава летнего Солнца. Древний город Нижнего Египта, Гераклеон, калькирует топоним Ярославль, в котором и был установлен храм, посвящённый Гераклу. Таким образом, Ярило является суффиксальным производным от более чем древнего Яръ, — видимое невооружённым глазом солнце на небе. Есть галицкая пословица об этом: «Ярь — наш отец и мати. Хто не посее — не буде збирати». Сербское jарко сунце — то же, что русское «красно солнце». В мифах древних греков героическое противостояние между «культурным» Гераклом и необузданной Герой, скорее всего, отражает тот период в истории Древней Греции, когда огречевшиеся культурные скифы вели ожесточённую борьбу с дикими варварами, которые как и они или же их предки в своё время продолжали приходить в поисках военной добычи из-за Борея, или с территории Гипербореи, а точнее с верховьев реки Волги (Ра), где отмечается широкое распространение культуры Яра, как прославления Солнца, олицетворяющего также весну и плодородие. Ещё Геродот сообщает о том, что сохранилось у эллинов предание о родстве греков и скифов, причём последние произошли от сына Геракла по имени Скиф и женщины-змеи.

Английское hero, или герой, возможно объяснить через посредство диалектных слов. Так как героям свойственно быть честолюбивыми, чистыми и честными, в основе английского существительного лежит архаичное прилагательное ярой, чистый, белый, острый, сверкающий и ярый, быстрый и неутомимый в ратном труде, на государственной службе или на работе; существительное яр, пыл-жар, страсть. Английское hero восходит к архаичной форме ярой. Герой труда. Тоже юркий, проворный и находчивый в деле и славянские личные имена Юра или Юрий. Как и боевой клич — ура! На арго урка, вор, бандит, или уголовник, как правило, дерзкий, заносчивый, особо опасный и в разной степени склонный к проявлению героизма; кому уже терять нечего. Уркаган, авторитетный вор или матёрый уголовник, главарь банды или крупный преступник. Орк, воплощение страха и ужаса, чудовищное порождение народной фантазии в произведениях различных авторов. Орать, яростно кричать перед битвой, в пылу сражения, в праведном и отчаянном гневе. Легендарный прародитель Орий сияет в ареоле вечной славы героев. Он же Арей. Имя короля Артура может быть следствием связки, известной как Яр-тур, сравнимо «Буй-тур», скифское ли сарматское происхождение которого установлено английскими и русскими историками и этнологами. В той же Российской империи героический писали как ироический. Слово о полку Игореве, опубликованное впервые с авторскими правами у графа А. И. Мусина-Пушкина в 1800 году, известно как Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новагорода-Северского Игоря Святославича.

В немецком языке сохранилось особое обращение к уважаемым и влиятельным персонам — Herr, как человек и мужчина, в том смысле, что господин и хозяин жизни. Гер Питер! В русском хер (херь) ассоциируется с половым органом как органом яри или мужской потенции, аналогом чему является мужской член и член партии. Исторические герулы в этом ключе могут быть переосмыслены как англосаксонские ярлы, — благородные мужи, доблестные воины, рыцари без страха и упрёка. Нельзя исключать того факта, что название они получили, потому что изображали различных орлов на знамёнах и стягах, под которыми принимали участие в военных походах. В историческом романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» упоминаются эрлы, в произведениях Дж. Р. Толкина эорлинги, «лучшие люди», «болии мужи». Вполне возможно, что и этнические германцы на поверку вдруг окажутся истинными арийцами: теми племенными родами и чистокровными племенами, берущими в себе начало от легендарных праотцов ариев, — как своеобразных серафимов и херувимов, ближайших к богу небесных существ, — первый и второй ангельский чин в христианстве. Воинственность и враждебность германских народов, оставивших всюду следы вандализма, была взята за основу патриотических идей национал-социалистического движения времён гитлеровской Германии и фашистской Италии. И летописные урмане с некоторой долей сомнения могут быть отнесены к германцам Тацита и Юлия Цезаря и тем же эрминонам. Историческое лицо Германарих (265-375 гг.) или иначе Эрманарих, вождь германских племён. Казак Ермак. Не безызвестно то, что готами правили короли-рексы, в ряду которых сияет гот Алларих. Герман, имя южных славян.

На том основании, что Ярило является обозначающим Солнца в летний период солнцеворота, имело смысл разделить данный период на время «молодого» и «зрелого» Ярилы, когда грядущий день только прибавляет в светлом времени суток. Исходя из того факта, что «старого» Ярилу праздновали на Купалу, и что Ярило практически совпадал с Купалой, зимний период в солнцевороте имеет смысл разделить на время «старого», то есть до дня осеннего равноденствия, и «ветхого», или до дня зимнего солнцестояния, Ярилы. Если время молодости по существу включает состояние зрелости, а ветхость является продолжением старости, оставаясь лишь глубокой по отношению к ней, то имеет смысл также разделить летне-зимний период движения Солнца по эклиптике на молодого и старого Ярилу, когда день или ночь прибавляют в светлом или тёмном времени суток соответственно. Понятно то, почему в некоторых губерниях празднование «молодого Ярилы» проводилось за неделю до начала празднования «старого Ярилы», то есть за неделю до Купалы, потому что ночь значительно убывала по сравнению с днём. Поскольку на Купалу приходятся считанные часы, праздник «старого Ярилы» совпадает с днём летнего солнцестояния, когда наблюдается самый долгий день в году и самая короткая ночь. После празднования Купалы Ярило, как в украинской поговорке, хотя уже стар, да всё ещё яр, или другими словами, день хотя и убывает в отношении ночи, тем не менее светлые сутки по прежнему превосходят тёмные по продолжительности дня и долго ещё не будут равняться им по времени ночи. Важно и то, что «старого Ярилу» праздновали всё-таки на Купалу, а не после него, когда Ярило собственно идёт на понижение или, так сказать, начинает спускаться с небесной горы, что называется, стареть. Ведь любое торжество или празднество всегда связано с повышением Солнца и восхождением на небосводе и никогда с его понижением. Это как праздновать, например, повышение чиновника по службе и никогда не праздновать его же понижение. По этой простой причине многие обряды оказалось возможным не отодвигать далеко к началу года и концу полугодия, а справлять их в середине полупериода восхождения. И по естественной причине Ярилу ни богом, ни тем более полубогом называть неверно, так как Ярило является видимым на небе солнцем, движущимся по эклиптике, и не является тем физическим Солнцем, которое находится в центре планетарной системы и вокруг которого движется в свою очередь планета Земля. Идол Ярилы, будучи земным воплощением этого солнца, не случайно помещали на вершину горы, так как олицетворял именно Купалу, а вместе с ним и торжество сил света над силами тьмы. На этнических прялках встречаются множественные изображения одного и того же солнца, воссоздающие зрительный эффект его движения на небосводе. При этом самое верхнее солнце, летнее, олицетворяет Купалу, самое нижнее, зимнее, — Коляду. Будучи молодым, Ярило плавно переходит в Купалу, а будучи старым, плавно переходит в Коляду. Какой бы то не был солярный символ, как правило, всегда изображаемый с эффектом движения солнца по небу и похожий прежде всего на колесо с осью вращения, означает не столько Солнце, сколько Ярилу, и не столько старого, сколько молодого.

P. S. Около 15 тысяч лет назад ближайшей к северному полюсу мира полярной звездой была незаходящая на большей части территории России Вега α-Лиры (в созвездии Орла). То есть эта звезда была путеводной для древних скотоводов и охотников, и по ней ориентировались кочевые племена и путешественники того времени. Время появления названия может быть отнесено к столь давней эпохе, также как и употребление однокорневых слов в индоевропейской семье языков: немецком Weg, путь, английском way, датском vej, норвежском vei, и западнофризском wei, то же. В русском языке этот корень сохранился в словах воз, перевоз и везу, и что любопытно, в таких словах как веха, шест или жердь для указания пути; верстовой столб, и вежа, башня, каланча, столп; шатёр, кибитка, палатка, юрта и тому подобное. Лас-Вегас. Паневежис. Беловежская Пуща. Другими словами, полярная звезда в представлениях древних являлась универсальной вехой на пути, по которой находили дорогу, также как сегодня дорожные знаки указывают направление движения транспортного потока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *