ИСТИНА

Что есть истина, а что — нет? Ответ на этот вопрос всегда волновал умы лучших представителей человечества, которые искали истину не только в пещерах, но и на рыночной площади. В поисках истины находились даже рабы. И кто-то ради неё всходил на эшафот, а иные предавали её костру. И всё это — во имя истины. Так что же такое есть на самом деле — эта «истина», из-за чего сын поднимал руку на мать или дочь — на отца.

Часто доводится слышать, что «истина всегда одна», хотя бы нормы и правила русского языка допускали употребление данного слова также в множественном числе. Всё противоречие возникает оттого, что в том же русском есть другое не менее употребительное и близкое по смыслу и значению слово, которое всегда стоит только в единственном числе, такое как «правда». Металингвистический ум здесь приходит к собственному пониманию вящей мудрости древних, к тому что правда одна, истин много.

А между тем носители уроков русского продолжают обслуживать истину, когда говорят о тщетном поиске чего-то непостижимого, что пока не представляется возможным объять, будучи необъятным, справедливо полагая, что эта «истина где-то рядом». И тем не менее вряд ли наши предки были столь хитроумными, что называли истиной то, а сами не знали что. Ведь в жизни нет ничего такого, что было бы недоступно человеческому пониманию.

Металингвистическая структура слова представлена полузакрытым корневым слогом {ист} и семой ||ст|| и постфиксальным формантом ~ина. Ряд базовых слов, как истый, истец, есть, естество, суть, стоять, стоить, постепенно подводит к пониманию того, что называется истиной. Истый, неподдельный, всамделишный, доподлинный, настоящий; истец, тот, кто стоит на своём, кто настаивает в суде на том, что истово, а что нет, что было на самом деле, а чего не было, кто требует восстановить справедливость по фактам и вещественным доказательствам. Есть в смысле «быть» имеет отношение к тому, что бывает, чего не может не быть; естество как состояние того, что есть; непреходящее, вечное, что было, есть и будет независимо от места, времени и сопутствующих обстоятельств. Что естественно, то не безобразно. Базовые слова, имеющие значение действия «стоять», относятся к тому, что незыблемо, неподвижно как устойчивое, постоянное, достойное, настоящее, остывшее. Функция стояния распространяется на другие слова, имеющие значение того, что утвердительно, — устои, устав, остов, ость, стойка, степь, стопа, престол, стул, стужа и так далее. Например, стоить указывает на действительную цену товаров либо услуг, то есть на их стоимость. Если цена не действительна, не настоящая, то и оно того не стоит. Ландшафт степи от лесного массива и болотистой низины, озёрного края и речной долины или горных вершин отличается засушливостью и проходимостью, а значит значительно большей ровностью и стремительной устойчивостью. Остью либо осью называется всё то, что так или иначе, но даёт устойчивость конструкции, являясь частью остова; отсюда может быть имеем озвончённое кость как форма фрикативного придыхательного (= хетт. hastai). Устои общества имеют отношение к тому, что более всего стабильно или менее всего подвержено резким изменениям или частым переменам. Устав, формат установленных и постоянно действующих правил в рамках одной организации. Суть, естественная причина, квинтэссенция того, что наличествует, как некий секрет или тайна, природная стихия, фундаментальная основа происходящего. Его производные — сущее, сущность, существо. Существовать, есть и быть. Сравнительно с чем языки суще злые, по настоящему злобные и безжалостные, беспощадные и мстительные по сути. Сучий потрох, самый настоящий потрох, без преувеличения. Сучье племя, по настоящему кондовое племя: первобытное, дикое, монструозное. Настоящее, что есть здесь и сейчас, как стоящее, но не в прошлом или будущем, как уже или пока ничего не стоящее. Потому ценность имеет только то, что есть, а то чего нет, не стоит и ломанного гроша. Стоять предполагает, что всё, что движется в пространстве или изменяется во времени не кажется стабильным и поэтому устойчиво то, что неподвижно как скала или незыблемо как твердыня. Так боевая стойка предполагает, что тело в ходе боя принимает в момент своего перемещения неустойчивое положение. Хождение нестабильно в отношении стояния, поэтому ходьба не может быть статичной согласно условию. И всё то же самое по отношению к действительному сидеть (англ. to sit), принимать устойчивое положение тела на ягодицах. Стопа, самая нижняя часть ноги, которая придаёт устойчивости на время стояния и ходьбы. Стать, осанка неподвижного тела. Материальный достаток придаёт больше стабильности в жизни. Оставаться (на местах), здесь это вести оседлый образ жизни, связанный с благополучием и материальным достатком. В психологии устойчивость — непоколебимость. Стать, есть в смысле быть совершенного вида. Стыть, становиться незыблемым, неподвижным, непоколебимым чаще от мороза, холода или после смерти. Стыд, чувство, которое возникает, когда на душе холодно: нет любви, страсти. Студень, холодец. Стая или стадо как наиболее устойчивые и многочисленные объединения популяций животных с вожаками.

Итак, слово истина имеет буквальное значение того ‘что есть, чему быть, чего не миновать’ и дословное — “что действительно, существенно, ценностно” само в себе. Поэтому в разных направлениях деятельности, областях существования и в представлениях о ценностях понятие истины может разительно отличаться. Так как различия всегда становятся причиной какого бы то не было множества, имеем не одну, но множество истин. «Солнце светит» — истина, «не светит» — тоже истина. Война и мир — также истины. «Солгал» или «сказал правду» — и это истины. «Самолёт с грузом на борту рухнул и все погибли» — вряд ли кто станет спорить с этой истиной. «Врач больного буквально поднял из мёртвых» — кто эту истину оспорит? «Аз есмь» — я есть, я существую, и значит я — тоже истина! Но даже если весь этот мир и сгинет впотьмах и не останется ничего из того, что ещё не осталось быть, останется только то, что есть, и чего не может не быть, — останется истина. Поэтому суд как орган власти осуществляет уставной порядок применения права в форме рассмотрения и разрешения категорий дел в установленном законом уголовном, гражданском, административном и ином процессуальном кодексе. Система судов, которая интерпретирует и применяет соответствующий закон известна как судебная власть, призванная к тому чтобы соблюсти законодательство, придерживаясь справедливости и неотвратимости наказания. В судебных разбирательствах именно истец является той стороной конфликта с ответчиком, которая правдой (и неправдой) добивается истины в суде. Отсюда имеем значение истца, первоначально как подлинного владельца собственности, настоящего хозяина вещи, законного собственника, то есть, кто требует восстановить событие так, как оно было на самом деле, — без наносного случая и без напускной позы чувств, когда только факты, только вещественное, только правда и ничего кроме правды, только истина. Сравнительно юстиция, правосудие, суд; система судебных учреждений. Суд присяжных заседателей к тому и призван, чтобы рассматривать любые дела по существу, по настоящему, по правде, в действительности. Поэтому уста как речевой аппарат, присущий лишь человеку, отсутствующий у животных, особенно в судебных процессах является органом осуждения, утверждения, оправдания, постановления и тому подобное, определяющим плохую и хорошую судьбу человека. Поэтому судьба есть в жизни каждого человека, её просто не может у него не быть, как без неё не может быть самого человека. Всё что происходит в личной жизни как здесь и сейчас становится судьбой человека, то есть тем, что теперь случилось, и чего прежде невозможно было избежать, чего уже нельзя переиграть, остаётся лишь рассказывать о судьбе.

Устаревшие формы есмь «есть» и еси то же, и актуальная форма если «есть ли» являются упразднёнными на основе формы есть. Это опрощение встречается в английском языке is «есть», yes «да». На примере утвердительной (!) частицы в английском, yes означает как бы «да» всему тому, что есть, что естественно, что истинно, наоборот, как бы «нет» всему тому, что не есть, что неестественно, что неистово. Архиважно, что частица отрицания нет в русском языке через форму «нѣть» восходит к устаревшей форме записи нѣсть «ни есть», как бы нет всему тому, чего быть не может, что не является истиной, — неестественно, неистово, не по настоящему, не подлинно, не оригинально. Несть числа. Происхождение отрицательной частицы нет возможно отнести к фразе ни это. Древнерусские грамматики с помощью ѣ «ять» выражали определённую сложность языковых процессов, в данном случае, слияние частей речи в одну фразу. Сравнительно с чем немецкое ist «есть». Интересно, что и в южнорусских диалектах, и в устной речи междометие есть в смысле утвердительной частицы «да» упразднено до крайности, приняв деструктивную форму в виде монофтонга е «да». Е-е, да-да. В немецком и северогерманских языках (нидерландском, датском, исландском, норвежском, шведском) данная деструкция принимает форму монофтонга я и ё в люксембургском — jo. Эту же деструкцию перенимают и некоторые тюркские и кавказские языки: казахское ϊä, татарское æйе, узбекское ha и армянское ayó.

Всё что понимается под истиной должно оставаться таким навсегда незыблемо, непоколебимо, неподвижно. Наоборот, то что имеет склонность к внутренним изменениям, внешним переменам, перемещению в пространстве и во времени не является истинным в полном смысле этого слова, но лишь сиюминутным её изъявлением, — моментом истины или правдой жизни.