ДОМ

Слово состоит из одной не производной основы. Основа не производна потому, что данное слово невозможно произвести от какой-либо другой основы или какого-либо другого слова, но она легко может стать производящей для какой-нибудь иной основы или какого-нибудь иного слова, например, домовой и домовитый, домашний и домушник. И наоборот, основа производна потому, что слово стало возможно произвести от какой-либо другой основы или какого-либо другого слова, например, домна или доменная (печь).

И здесь возникает вполне закономерный вопрос, — откуда берутся слова, которые не могут быть произведениями других основ или слов по определению? А по логике ответ нужно искать не в грамматической модели словопроизводства как такового, а в парадигме словообразования, когда дело касается не производства всё новых слов на уже существующей не производной основе, но образования самих не производных основ, как правило, однослоговых по своему происхождению. По этой причине, образование односложного слова происходит по образу, но производство многосложных слов — по подобию.

Для того чтобы понять, на каком основании индоевропейское дом имеет общеславянское значение, необходимо чётко представлять себе то, как развиваются значения других слов, образованных или произведённых на одной и той же основе, установив тем самым их единообразие по признаку.

Просторечное подымать, двигать в направлении снизу вверх, изнутри наружу, является ключевым. Восприятие слова как «подъ-имать» не удовлетворяет условию, однако, «по-дымать» возвращает к восстановленному ранее *demti, по-русски демить или дмить, раздувать вширь и ввысь. По тому же значению проходит надменный (господин), высокомерный, надутый, в котором справедливо «на-дменный», но никак не «над-менный». Вздыматься, высоко раздуваться (о волнах), подниматься (о земле), имеет основу, как она есть. Простонародное член дымит, поднимается выше, становится больше, раздувается. Дым в концепции столб дыма, возгорание вещества, которое раздувает в разные стороны и возносит над землёй. Дума как раздувание мыслей, как выход их из глубины на поверхность сознания, как появление извне и направленность их вовне. Думы, что дым, развеет.

Демон, высокомерный дух, — ведь искушение плодами знания всё больше становится причиной для гордости, а древнегреческий демон подобно древнеримскому гению возвышает одного человека над другими, раздувает его мысли дальше больше выше. Демиург, в античной философии высшее творческое начало, творец всех вещей; в христианском богословии высшее созидательное начало, зиждитель всего сущего. Латинское Domine, буквально Всевышний (Господь).

Дама, госпожа, от французского dame, как итог развития латинского domina, госпожа, или замужняя женщина из высшего общества, благородного происхождения, приближённая верховной власти. Придворные дамы.

Демос, — в Древней Греции отдельные общины или округи свободных граждан с правами и обязанностями, на которые была поделена вся Аттика; каждый демос управлялся своим старейшим демархом. Понятие демоса в совершенном обустройстве общества, идеальном укладе мирной жизни, исключительно справедливом наказании, или в высшей почти божественной форме самоорганизации человеческого общежития.

Дом, как высотное здание, поднимается от самого основания глубоко в земле и воздвигается до самого потолка крыши высоко над землёю по направлению к небесам; латинское domus и греческое demos, и санскритское dama — всё то же самое. Самые высокие соборы в Европе называются именно так: кафедральный в Милане — Duomo, кафедральный в Риге — Doms, одна из самых высоких церквей в Кёльне — Dom, во Франции соборы и церкви, посвящённые Богоматери, а также территории коммун — Notre Dame. В английском temple, храм (лат. templum). В общем, дом — это нечто большее, чем просто высокое строение, это целое место, родимый край; понятие дома включает в себя не только нечто высокое, но и нечто возвышенное, в нём всегда найдётся время для Бога как для отца. Из всех жилых построек одно только понятие дома вызывает чувство большой и малой родины, ощущение тепла и уюта как знакомого с детства места, поднимает общее настроение и улучшает самочувствие. Под ним понимают тот величественный мир и ту великую стену, в котором и за которой будет хорошо как можно больше находиться и как можно дольше спокойно жить. И в этом контексте нельзя домом назвать такое место, где нет простора для мыслей, дум нет, и где не горит огонь в очаге, дыма нет. Домострой, сборник правил, советов и наставлений на все случаи жизни домохозяина и его домочадцев, в том числе общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

Домна, большая металлургическая вертикально расположенная печь шахтного типа. Доменная печь, то же самое. Дамба, высотное сооружение в виде грунтовой насыпи для предохранения от речных и морских течений, снежных лавин, оползней и прочего.

Все рассмотренные слова единообразны по признаку высокомерного, возвышенного, раздутого до гораздо больших размеров. Происхождение не производной основы может быть объяснимо только по образу.

Здесь я предлагаю новую грамматическую модель производных, а именно словопроизводительную, с перераспределением словобразовательной грамматической парадигмы как модели не производных (наряду с грамматической словоизменительной моделью тех и других) потому, что в терминологическом аспекте это невозможное условие — производить слова, основа которых не производна, по сути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *