
Хорошо известный в узких научных кругах писатель и филолог, автор многих научно-популярных книг и статей о словах и языке, в одной псковской грамоте XVI века нашёл упоминание некоего Игнатия Велосипедова. А в XIX веке один немецкий профессор изобрёл первый двухколёсный велосипед и уже через год в 1818-ом получил патент на своё изобретение, которое он и назвал «машиной для бега», Laufmaschine, или бегоход.
Общепринятое мнение таково, что слово впервые появляется в России только в XIX веке, как заимствование из французского в русский, вместе с изобретением одноимённого средства передвижения — двухколёсного самоката, снабжённого рулём, без педалей и деревянного. В итальянском языке это слово встречается, начиная где-то с XVII века как velocipéde, в котором письменное ci имеет чисто итальянское произношение [чи] в виде кальки с греческого okypous, что значит быстроногий. По фонетическим мотивам итальянское слово не является базой для фамильной кальки Велосипедов. Остаётся французский язык, в котором ci имеет чисто французское произношение [си]: vélocipède — от латинского vēlōx (velocis), быстрый, и pes (pedis), нога.
Именно французское слово стало известно грамотным людям уже в XVI веке, поскольку для грамматики латинского языка сложносоставные слова типа того же греческого okypous или итальянского velocipéde, французского vélocipède не являются актуальными: по-латински, быстроногий — vēlōx pedibus («быстрый ногами»). Это же справедливо для итальянского и французского, и греческого тоже: по-итальянски, быстроногий — piè, или «быстрые ноги» — gambe veloci; по-французски — à pieds и jambes rapides, по-гречески — pátise и grígora pódia.
Исходя из немногочисленных данных, можно сделать следующий вывод, что итальянское velocipéde (XVII в.) и французское vélocipède (XVI в.) не являются естественными для своего времени концептами, но искусственно созданными терминами для обозначения не столько быстроногих людей или животных в том же духе, сколько некоего средства передвижения, не имевшего педалей и деревянного, но позже получившего в промышленных масштабах всемирное признание как запатентованное изобретение XIX века с передним приводом или цепной передачей на заднее колесо.






