ИГО

В прямом смысле значение слова сводится к тому, во что запрягается крупный домашний скот или быдло, а именно к ярму, хомуту или дышлу. В переносном смысле иго означает рабство или принудительные работы. Небезызвестно, что в самые тяжёлые времена порабощённые народы уподобляются тупому быдлу и бессловесному скоту, закованному в кандалы и цепи, гонимому на рудники и каторгу, в каменоломни и на лесоповал.

В связи с этим в летописных источниках упоминается аварское иго, во времена коего славянских женщин из племени дулебов запрягали в повозки наподобие скота. Там же содержится описание татарского ига, которое известно дикими набегами и захватом славян в плен, и продажей славянских рабов на восточных невольничьих рынках. Ещё памятно время, в которое великий советский народ сбросил с себя фашистское иго. В научно-популярной литературе всё большую популярность получает так называемое монгольское иго

Таким образом, иго связывает, сцепляет, сковывает с тем чтобы животное было покорным, послушным, зависимым; cуть этого сельскохозяйственного явления можно будет наблюдать на примере целого ряда слов с типичным корнеслогом полуоткрытого строя. Ижица как название последней буквы в старославянской азбуке, будучи суффиксальным производным на основе корня иж, развивается вследствие внешнего сходства с игом, как дышлом, — γ. Иже — соединительное местоимение, связывающее одно высказывание с другим, — «то, которое»; иже еси на небеси — тот, который на небесах. Еже, как отвердевшая форма среднего рода от иже, — «что», «которое»; ежедневно, — что ни день, который день, или буквально ‘в связи с каждым днём’. Уже, как наречие, в значении уже светает связывает прошедшую ночную тьму и первые проблески рассвета, а его краткая форма же в части высказывания после же, — уже после.

Игла, как постфиксальное производное с корнеслогом {иг}, — это тонкое в виде острой спицы орудие труда для соединения частей выкройки посредством нити и гвоздь для продевания через концы хомута, с тем чтобы закрепить его на шее животного в упряжке: старославянское игълинъ. Название млекопитающего ёж (ёжик) связано с иглами, которыми сплошь покрыта верхняя половина тела; не покрытой остаётся его исподняя часть (др.-в.-нем. igil, н.-в.-нем. Igel, арм. ozni, лтш. ezis). Также ежевика, дословно “ежовая”: плодовый кустарник назван так из-за шиповидных иголок на своих побегах. Ягода, общее название для плодов травянистых и кустарниковых растений, как имеющих мелкие волоски-иголки на мякоти или шипы на стебле.

Уза связывает по рукам и ногам в прямом и переносном смысле; или та же иза (др.-рус.), связь: «иза вѣрное» (И. И. Срезневский). Брачные узы. Производное узник, заключённый, связанный договорами, законами, правилами и совестью. Прилагательное узкий определяет ограничение в движениях, — узкие штаны, узкая дорога, навыках, — узкий кругозор, узкая специализация, восприятии, — узкий обзор, узкое мышление. Angustus (лат.), узкий; ango, затягиваю, душу; но дословно “суживаю”; ангина как медицинский термин, означающий удушье, то есть непроходимость дыхательных путей. Узда, связка ремней для управления лошадьми в виде намордника.

Пара лошадей в узде.

Усы, орган восприятия животных, необходимый для ориентации в пространстве посредством объективных связей с предметами окружающего мира. Китовый ус. Префиксальное производное пояс, как форма одежды, для того чтобы подвизаться. Обязывать к чему-то, связывать долгом, честью, совестью. Осязание, тактильное ощущение, как чувство прикосновения и живая связь поверхности кожи с окружающей средой.

Изя, краткая форма мужского имени Изяслав. Антропоним Иса: в подлиннике ИСА РУХ ОАЛЛО — «Иисус Дух Аллахов». В формате антропонима Иисус вторая и указывает на долгую гласную из ближневосточных диалектов и возвращает к тексту Библии и к тому месту, где vis-a-vis происходит разговор между Богом и Аврамом, из которого явствует, что второй краткий гласный в имени патриарха указывает на простое происхождение. Так, после общения с Богом и получения от него необходимых наставлений, Господь предупреждает Аврама, что теперь его будут звать все «Авраам». Надо полагать, что и по этой же причине Христа звали «Исус» тогда, когда тот был ещё очень молод, был простым плотником и безвестным сыном Марии. Иго Христово. Достопамятно то время, когда не на шутку, а всерьёз, не на живот, а насмерть бились между тем, писать имя Иисуса Христа с одной буквой «и» или с двумя, как и за то, писать ли «подобосущий» или «единосущий» сжигали на кострах. «Ишо» в концепции Ишо-упанишада означает Господа, то есть того, кто объединяет, связывает, сцепляет, сковывает. Также Иешуа. Поэтому Иегова, Яхве есть разные формы, выведенные из одной и той же формулы. И это в сравнении с фамилией Ишоев. Сравнительно с этим Ишвара, Вишва как теонимы.

Союз, производное от древнерусского юзь, единение, связь, образованное через юс большой с помощью префикса совмещения, собирания, слияния, что значит буквально ‘соединение’; старославянское соузъ, связь. Самоё понимание какого бы то не было союза может быть сведено к единству при наличии внутренних и внешних связей. Соус как слияние пищевых ингредиентов. Название буквы юс, «большой», по всей вероятности, указывает на гласный, связанный с сонорным звуком [an] и [am], [on] и [om], имея отношение к назализации [ą] и [ǫ], то есть произнесению звуков одновременно с голосовым совмещением через рот и нос. Название буквы юс, «малый», по всей видимости, также указывает на гласный, совмещённый с сонорным звуком [en] и [em], [in] и [im], как назализованными [ę] или [į], то есть звуками, одновременно произносимыми через рот в связке с носом.

Угол в первую очередь обозначает место по укладке строительных брёвен сруба внахлёст, или связкой, и только во вторую — стеснённое пространство как стык между двумя стенами, ограничивающий и обзор вокруг и широкий простор для действий. Сажают, ставят именно в угол, который заменяет вериги, путы, цепи, оковы, хомуты. Уголовник, заключённый, который сидит в тюрьме, дословно — “тот кого посадили в угол”. В латинском angulus, угол, и в английском triangle, треугольник, индоевропейский носовой формант an и в старославянском ѫ «юс большой» соответствуют букве у в русском. Узилище, темница; поруб (др.-рус.). Чатуранга, древнеиндийское название шахматной игры, что дословно значит “четыре угла”, также подразумевающее четыре рода войск: флотилия, конница, слоны и пехота.

Узел, то что соединяет одно с другим, — тот же вензель, в котором лексический формант {в} не структурный, а протетический, как в числительном восемь, чей символ похож на морской узел, петлю либо дышло — 8, а носовой гласный [ę] в индоевропейском формате en и в старославянском ѧ «юс малый» соответствует букве я в русском: польское węzeł, вязь. Арабская вязь. Та же связь. Дендроним вяз указывает на свойства коры дерева, из которой дерут лыко.

Ук, старинное название дифтонга ογ, отображаемого в виде лигатуры ȣ, как «у с петлёй». Паук (устар.), закорючка, письменный знак узлом, петлёй (др.-рус. паукъ, нотный знак); также членистоногое животное с восемью конечностями, снабжёнными паутинными железами, участвующими в плетении ловчих сетей. Болгарское паяжина, паежина «паутина»; въже «верёвка» или русское вожжи с протетической согласной в (= ст.-слав. ѫже) либо гуж с протетической буквой г, как ремень, соединяющий длинную рукоять и короткий биток у цепа, орудия обмолота зерна. Собственно егерь, охотник, расставляющий ловушки на зверей или птиц; зверолов, птицелов (> нем. Jäger, охотник, стрелок; jagen, охотиться, стрелять). Возможно, что антропонимы мужского пола Игорь, Егор указывают на такой мотив егеря. Сравнительно греческое ονκος, крючок, латинское unkus, кривой, крюк; ankus, криворукий; в литовском anka, верёвочная петля. Якорь (ПВЛ, 907 г.), судоходный крюк. Древнерусское укоть, коготь, крюк. Баба яга костяная нога, на одну ногу деревянная, и поэтому сильно ограничивающая в движениях, как иго; диалектное ягой, одноногий, однорукий (с крюком вместо руки). Английское yoke, иго.

Пара волов в упряжке. Традиционно иго изготавливается из дерева.

Уж, змея с оранжевым пятном на голове. Жизненно важной особенностью ужа и других не ядовитых змей является способность затягивать добычу в объятия, сворачивая длинное узкое тело кольцами, и с каждым новым выдохом жертвы суживать дыхательные пути и кровеносные сосуды, приводя к удушью и потере сознания.

Угорь, рыба с длинным змеевидным телом (лат. anguilla, червячок; др.-в.-нем. angar, хлебный червь; др.-прус. angurgis, угорь). Игорь, Егор, как собственные имена, первоначально могли быть прозвищами, обозначавшими именно угря, по обычаю многих народов давать своим соплеменникам названия различных животных в соответствии с норовом человека или его образом жизни.

Иж, название реке даётся по свойству русла соединять не только водоёмы, но и людские сообщества в общинно-родовые и племенные союзы, и поддерживать связь между ними; русла как пути сообщения весьма вытянуты в длину и очень продолжительны во времени с множеством болот, излучин, плёсов и развитых рукавов и притоков, образующих сложную речную сеть, попавши в которую как в паутину, трудно выбраться из неё без посторонней помощи. Ижевск, город на реке Иж. Ужгород, город на реке Уж. Гидронимы Ик, Ока. И здесь необходимо обратить особое внимание на то, что упоминаемые однотипные гидронимы как на поверку, так неизменно оказываются притоками: Иж — приток реки Камы; Уж — бывший правый приток Припяти впадает в Киевское водохранилище; Ик — левый приток Камы; Ока как самый большой и многоводный правый приток Волги.

Название исторического народа угры, потомки которого поселились в Венгрии, на территории современной Угорской земли, также небезызвестного как белые и чёрные угры, мотивируется тем, что данный народ первоначально расселялся по берегам Угры, левого притока Оки. В исторической литературе упоминается так называемое стояние на реке Угре под 1480 годом. Любопытно, что сегодня река Югра, наблюдаемая с высоты птичьего полёта, выглядит червеобразной, с множеством излучин, напоминающих чудовищных размеров речного угря или сказочного змия. Югра течёт по территории Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области с соответствующим названием, Югорская земля. По названию племени ижора можно предположить, что историческое расселение народности начиналось на берегах одноимённой реки, левого нижнего притока Невы, протекавшей в исторической области с тем же названием, известным как Ижорская земля.

Паяс, — тот кто корчит из себя героя или шута и занимается крючкотворством, кривит душой, изворачивается как он может, извивается как уж на сковородке, одним словом, паясничает. Паяц, — тот кто ломает комедию и делает из всего трагедию, плетёт интриги словно паук ловчие сети; сравнительно с болгарским паяк «паук».

Ужас сковывает, как будто связывает по рукам и ногам, заставляет оцепенеть и онеметь, и будучи объятый ужасом, человек стоит как вкопанный. Что в той же мере относится ко всему страшно красивому и прекрасному.

В приведённых примерах слов значение корневого слога проходит по признаку сцепления, сковывания, совмещения, слияния или соединения с однотипной в каждом случае функцией связывания, суживания и дополнительным смыслом ограничения в движениях. Потому любые какие бы то не было связи обладают большей или меньшей протяжённостью во времени или в пространстве, будучи долгими или длинными. Ведь всё что связывает, как правило, это относительно длинные предметы и долговременные явления, которые не прямолинейные по своей природе, что придаёт называемым вещам дополнительный смысл изгиба или излома, сильно закрученного или под себя скрюченного, замкнутого в себе или петлеобразного с многочисленными витками, нахлёстками. Как следствие, имеем достаточно много наименований, образованных по этому принципу, для различных предметов и явлений.

И последнее, на чём хотелось бы остановиться, — это привести пять известных мне типов корнеслогов.

1. Открытые корневые слоги (отсутствующая финаль). Например, {ба} или {га} в словах баять или гаять по схеме «согласный–гласный» — СГ.

2. Полуоткрытые корневые слоги (отсутствующая инициаль). Например, {иг} или {уд} в словах иго или уда по схеме «гласный–согласный» — ГС.

3. Скрытые корневые слоги (отсутствующая централь). Например, {мл} или {бр} в словах млын «молния» или брать «бороть» по схеме «согласный–согласный–гласный» — ССГ.

4. Закрытые корневые слоги (присутствует инициаль, централь, финаль). Например, {кор} или {мир} в словах корить или мирить по схеме «согласный–гласный–согласный» — СГС.

5. Полузакрытые корневые слоги (переменная инициаль). Например, {ист} или {овр} в словах истый или овраг по схеме «гласный–согласный–согласный» — ГСС.

Я не включил сюда [йэ], [йо], [йу], [йа], [йи] в начальной, средней и конечной позиции корневой структуры слов, как в английском yoke, иго, или болгарском паяк, паук, или русском гай, птичий крик, поскольку это не слоги как таковые с их признаками, а исторически сложившиеся йотированные гласные [э], [о], [у], [а], [и]. Поэтому буквы е, ё, ю, я, й не являются слоговыми по происхождению, а являются изографами йотированных гласных.