ИГО

В прямом смысле значение слова сводится к тому, во что запрягается крупный домашний скот или быдло, а именно к ярму, хомуту или дышлу. В переносном смысле иго означает рабство или принудительные работы. Небезызвестно, что в самые тяжёлые времена порабощённые народы уподобляются тупому быдлу и бессловесному скоту, закованному в кандалы и цепи, гонимому на рудники и каторгу, в каменоломни и на лесоповал.

В связи с этим в летописных источниках упоминается аварское иго, во времена коего славянских женщин из племени дулебов запрягали в повозки наподобие скота. Там же содержится описание татарского ига, которое известно дикими набегами и захватом славян в плен, и продажей славянских рабов на восточных невольничьих рынках. Ещё памятно время, в которое великий советский народ сбросил с себя фашистское иго. В научно-популярной литературе всё большую популярность получает так называемое монгольское иго

Таким образом, иго связывает, сцепляет, сковывает с тем чтобы животное было покорным, послушным, зависимым; cуть этого сельскохозяйственного явления можно будет наблюдать на примере целого ряда слов с типичным корнеслогом полуоткрытого строя. Ижица как название последней буквы в старославянской азбуке, будучи суффиксальным производным на основе корня иж, развивается вследствие внешнего сходства с игом, как дышлом, — γ. Иже — соединительное местоимение, связывающее одно высказывание с другим, — «то, которое»; иже еси на небеси — тот, который на небесах. Еже, как отвердевшая форма среднего рода от иже, — «что», «которое»; ежедневно, — что ни день, который день, или буквально ‘в связи с каждым днём’. Уже, как наречие, в значении уже светает связывает прошедшую ночную тьму и первые проблески рассвета, а его краткая форма же в части высказывания после же, — уже после.

Игла, как постфиксальное производное с корнеслогом {иг}, — это тонкое в виде острой спицы орудие труда для соединения частей выкройки посредством нити и гвоздь для продевания через концы хомута, с тем чтобы закрепить его на шее животного в упряжке: старославянское игълинъ. Название млекопитающего ёж (ёжик) связано с иглами, которыми сплошь покрыта верхняя половина тела; не покрытой остаётся его исподняя часть (др.-в.-нем. igil, н.-в.-нем. Igel, арм. ozni, лтш. ezis). Также ежевика, дословно “ежовая”: плодовый кустарник назван так из-за шиповидных иголок на своих побегах. Ягода, общее название для плодов травянистых и кустарниковых растений, как имеющих мелкие волоски-иголки на мякоти или шипы на стебле.

Уза связывает по рукам и ногам в прямом и переносном смысле; или та же иза (др.-рус.), связь: «иза верное» (И. И. Срезневский). Брачные узы. Производное узник, заключённый, связанный договорами, законами, правилами и совестью. Прилагательное узкий определяет ограничение в движениях, — узкие штаны, узкая дорога, навыках, — узкий кругозор, узкая специализация, восприятии, — узкий обзор, узкое мышление. Angustus (лат.), узкий; ango, затягиваю, душу; но дословно “суживаю”; ангина как медицинский термин, означающий удушье, то есть непроходимость дыхательных путей. Узда, связка ремней для управления лошадьми в виде намордника.

Пара лошадей в узде.

Усы, орган восприятия животных, необходимый для ориентации в пространстве посредством объективных связей с предметами окружающего мира. Китовый ус. Префиксальное производное пояс, как форма одежды, для того чтобы подвизаться. Обязывать к чему-то, связывать долгом, честью, совестью. Осязание, тактильное ощущение, как чувство прикосновения и живая связь поверхности кожи с окружающей средой.

Изя, краткая форма мужского имени Изяслав. Антропоним Иса: в подлиннике ИСА РУХ ОАЛЛО — «Иисус Дух Аллахов». В формате антропонима Иисус вторая и указывает на долгую гласную из ближневосточных диалектов и возвращает к тексту Библии и к тому месту, где vis-a-vis происходит разговор между Богом и Аврамом, из которого явствует, что вторая краткая гласная в имени патриарха указывает на простое происхождение. Так, после общения с Богом и получения от него необходимых наставлений, Господь предупреждает Аврама, что теперь его будут звать все «Авраам». Надо полагать, что и по этой же причине Христа звали «Исус» тогда, когда тот был ещё очень молод, был простым плотником и безвестным сыном Марии. Иго Христово. Достопамятно то время, когда не на шутку, а всерьёз, не на живот, а насмерть бились между тем, писать имя Иисуса Христа с одной буквой «и» или с двумя, как и за то, писать ли «подобосущий», или «единосущий», сжигали на кострах. «Ишо» в концепции Ишо-упанишада означает Господа, то есть того, кто объединяет, связывает, сцепляет, сковывает. Также Иешуа. Поэтому Иегова, Яхве есть разные формы, выведенные из одной и той же формулы. И это в сравнении с фамилией Ишоев. Сравнительно с этим Ишвара, Вишва как теонимы.

Союз, производное от древнерусского юзь, единение, связь, образованное через юс большой с помощью префикса совмещения, собирания, слияния, что значит буквально ‘соединение’; старославянское соузъ, связь. Самоё понимание какого бы то не было союза может быть сведено к единству при наличии внутренних и внешних связей. Соус как слияние пищевых ингредиентов. Название буквы юс, «большой», по всей вероятности, указывает на гласный, связанный с сонорным звуком [an] и [am], [on] и [om], имея отношение к назализации [ą] и [ǫ], то есть произнесению звуков одновременно с голосовым совмещением через рот и нос. Название буквы юс, «малый», по всей видимости, также указывает на гласный, совмещённый с сонорным звуком [en] и [em], [in] и [im], как назализованными [ę] или [į], то есть звуками, одновременно произносимыми через рот в связке с носом.

Угол в первую очередь обозначает место по укладке строительных брёвен сруба внахлёст, или связкой, и только во вторую — стеснённое пространство как стык между двумя стенами, ограничивающий и обзор вокруг и широкий простор для действий. Сажают, ставят именно в угол, который заменяет вериги, путы, цепи, оковы, хомуты. Уголовник, заключённый, который сидит в тюрьме, дословно — “тот, кого посадили в угол”. В латинском angulus, угол, и в английском triangle, треугольник, индоевропейский носовой формант an и в старославянском ѫ «юс большой» соответствуют букве у в русском. Узилище, темница; поруб (др.-рус.). Чатуранга, древнеиндийское название шахматной игры, что дословно значит “четыре угла”, также подразумевающее четыре рода войск: флотилия, конница, слоны и пехота.

Узел, то что соединяет одно с другим, — тот же вензель, в котором лексический формант {в} не структурный, а протетический, как в числительном восемь, чей символ похож на морской узел, петлю либо дышло — 8, а носовой гласный [ę] в индоевропейском формате en и в старославянском ѧ «юс малый» соответствует букве я в русском: польское węzeł, вязь. Арабская вязь. Та же связь. Дендроним вяз указывает на свойства коры дерева, из которой дерут лыко.

 

Ук, старинное название дифтонга ογ, отображаемого в виде лигатуры ȣ, как «у с петлёй». Паук (устар.), закорючка, письменный знак узлом, петлёй (др.-рус. паукъ, нотный знак); также членистоногое животное с восемью конечностями, снабжёнными паутинными железами, участвующими в плетении ловчих сетей. Болгарское паяжина, паежина «паутина»; въже «верёвка» или русское вожжи с протетической согласной в (=ст.-слав. ѫже) либо гуж с протетической буквой г, как ремень, соединяющий длинную рукоять и короткий биток у цепа, орудия обмолота зерна. Собственно егерь, охотник, расставляющий ловушки на зверей или птиц; зверолов, птицелов (>нем. Jäger, охотник, стрелок; jagen, охотиться, стрелять). Возможно, что антропонимы мужского пола Игорь, Егор указывают на такой мотив егеря. Сравнительно греческое ονκος, крючок, латинское unkus, кривой, крюк; ankus, криворукий; в литовском anka, верёвочная петля. Якорь (ПВЛ, 907 г.), судоходный крюк. Древнерусское укоть, коготь, крюк. Баба яга костяная нога, на одну ногу деревянная, и поэтому сильно ограничивающая в движениях, как иго; диалектное ягой, одноногий, однорукий (с крюком вместо руки). Английское yoke, иго.

Пара волов в упряжке. Традиционно иго изготавливается из дерева.

Уж, змея с оранжевым пятном на голове. Жизненно важной особенностью ужа и других не ядовитых змей является способность затягивать добычу в объятия, сворачивая длинное узкое тело кольцами, и с каждым новым выдохом жертвы суживать дыхательные пути и кровеносные сосуды, приводя к удушью и потере сознания.

Угорь, рыба с длинным змеевидным телом (лат. anguilla, червячок; др.-в.-нем. angar, хлебный червь; др.-прус. angurgis, угорь). Игорь, Егор, как собственные имена, первоначально могли быть прозвищами, обозначавшими именно угря, по обычаю многих народов давать своим соплеменникам названия различных животных в соответствии с норовом человека или его образом жизни.

Иж, название реке даётся по свойству русла соединять не только водоёмы, но и людские сообщества в общинно-родовые и племенные союзы, и поддерживать связь между ними; русла как пути сообщения весьма вытянуты в длину и очень продолжительны во времени с множеством болот, излучин, плёсов и развитых рукавов и притоков, образующих сложную речную сеть, попавши в которую как в паутину, трудно выбраться из неё без посторонней помощи. Ижевск, город на реке Иж. Ужгород, город на реке Уж. Гидронимы Ик, Ока.

Название исторического народа угры, потомки которого поселились в Венгрии, на территории современной Угорской земли, также небезызвестного как белые и чёрные угры, мотивируется тем, что данный народ первоначально расселялся по берегам одноимённой реки, Угра. В исторической литературе упоминается и так называемое стояние на реке Угре под 1480 годом. Любопытно, что сегодня река Югра, наблюдаемая с высоты птичьего полёта, выглядит червеобразной, с множеством излучин, напоминающих чудовищных размеров речного угря или сказочного змия. Югра течёт по территории Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области с соответствующим названием, Югорская земля. По названию племени ижора можно предположить, что историческое расселение народности начиналось на берегах одноимённой реки, левого нижнего притока Невы, протекавшей в исторической области с тем же названием, известным как Ижорская земля.

Паяс, — тот кто корчит из себя героя или шута и занимается крючкотворством, кривит душой, изворачивается как он может, извивается как уж на сковородке, одним словом, паясничает. Паяц, — тот кто ломает комедию и делает из всего трагедию, плетёт интриги словно паук ловчие сети; сравнительно с болгарским паяк «паук».

Ужас сковывает, как будто связывает по рукам и ногам, заставляет оцепенеть и онеметь, и будучи объятый ужасом, человек стоит как вкопанный. Что в той же мере относится ко всему страшно красивому и прекрасному.

В приведённых примерах слов значение корневого слога проходит по признаку сцепления, сковывания, совмещения, слияния или соединения с однотипной в каждом случае функцией связывания, суживания и дополнительным смыслом ограничения в движениях. Потому любые какие бы то не было связи обладают большей или меньшей протяжённостью во времени или в пространстве, будучи долгими или длинными. Ведь всё что связывает, как правило, это относительно длинные предметы или долговременные явления, которые не прямолинейные по своей природе, что придаёт называемым вещам дополнительный смысл изгиба или излома, сильно закрученного или под себя скрюченного, замкнутого в себе или петлеобразного с многочисленными витками, нахлёстками. Как следствие, имеем достаточно много наименований, образованных по этому принципу, для различных предметов и явлений.

И последнее, на чём хотелось бы остановиться, — это привести пять известных мне типов корнеслогов.

1. Открытые корневые слоги (отсутствующая финаль). Например, {ба} или {га} в словах баять или гаять по схеме «согласный–гласный» — СГ.

2. Полуоткрытые корневые слоги (отсутствующая инициаль). Например, {иг} или {уд} в словах иго или уда по схеме «гласный–согласный» — ГС.

3. Скрытые корневые слоги (отсутствующая централь). Например, {мл} или {бр} в словах млын «молния» или брать «бороть» по схеме «согласный–согласный–гласный» — ССГ.

4. Закрытые корневые слоги (присутствует инициаль, централь, финаль). Например, {кор} или {мир} в словах корить или мирить по схеме «согласный–гласный–согласный» — СГС.

5. Полузакрытые корневые слоги (переменная инициаль). Например, {ист} или {овр} в словах истый или овраг по схеме «гласный–согласный–согласный» — ГСС.

Я не включил сюда [йэ], [йо], [йу], [йа], [йи] в начальной, средней и конечной позиции корневой структуры слов, как в английском yoke, иго, или болгарском паяк, паук, или русском гай, птичий крик, поскольку это не слоги как таковые с их признаками, а исторически сложившиеся йотированные гласные [э], [о], [у], [а], [и]. Поэтому буквы е, ё, ю, я, й не являются слоговыми по происхождению, а являются изографами йотированных гласных.