ВОСПИТАНИЕ

Понять смысл этого слова поможет отнюдь не детский психолог и не педиатр, и даже не лингвист, а металингвистический ум. Достаточно вглядеться в план его выражения, чтобы вызволить на поверхность всё его разумное содержимое, как неисчерпаемый кладезь знаний, накопленных тысячелетним опытом великого русского народа.

Будучи синтагматической производной основа слова состоит из префикса вос и имени относительного питание. Префиксы вос и воз в целом ряде лексических образцов, — восход, Восток, воздух, возврат — обозначают направление вверх и предполагают основу такую же, какую представляет не производная основа в существительном высь и производных от него, — вышина, вышний или вешний. Весна, время года, когда и солнце высоко, и вода в реках становится высокой от таяния снега и льда. Вешние воды, паводки. Вошь, или блоха как одна из самых прыгучих тварей с телом от 1-го до 2-х мм, способная подпрыгнуть на высоту в 300-330 мм и на 180-200 мм в длину! Весы, первоначально как балансирующая конструкция для взвешивания; оба веса находились в подвешенном состоянии. Равновесие, или равномерное взвешивание. Весить, висеть на весах, и висеть, быть сверху, над землёю. Нависать, быть намного выше. Вешать бельё, собак. Зависимость, состояние подвешенного ума; неустойчивое положение дел, как будто всё повисло в воздухе; не твёрдо стоять на ногах; балансировать на грани. Виселица, орудие казни. Навеселе, в приподнятом настроении, как на подъёме. Василиск, воздушный Змей. Василевс, правитель Византийской империи. Воск, клейкое вещество с подвешенного пчелиного жилища; улей чистого воску. Всё, весь, снизу доверху.

Стало быть, имя относительное питание, как производное от действительного питать, то есть усваивать еду в жидком или твёрдом виде, вместе с префиксом верха может быть осмыслено как питание, которое имеет значение лишь тогда, когда пища поступает сверху, или условное сверх-питание. В парадигме разных языков, но в первую очередь русского, твёрдая или жидкая пища может быть и плотской, и духовной. В последнем случае, например, это упоение славой либо упоение властью. В Первом послании к Коринфянам апостола Павла читаем: «все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие». Или на тайной вечере, когда Иисус приговаривал двенадцати своим ученикам, разливая вино, что «это — кровь моя», преломляя хлеб, что «это — плоть моя».  Плотская пища может быть или растительного или животного происхождения, так как имеет по определению некоторую плотность вещества; соответственно животные, употребляющие такую пищу, делятся на плодоядных и плотоядных. Сравнительно с чем духовная пища бесплотна, по сути. А поэтому в буквальном значении воспитание как ‘питание свыше’, дословном значении как “утоление духовного голода”. И если плотская пища восходит снизу от земли, подпитывая тело, то пища духовная нисходит сверху от неба, воспитывая душу. Концепцией питаться воздухом как будто и стремятся обозначить питание высшим духом, то есть жизненной энергией праной либо ци, подразумевая под этими словами то духовное совершенствование, которое только и присуще человеческой душе. Воспитанные таким вот образом питают не только свою душу, но и чужие души и вместе с тем всю ноосферу, как бы взятую ими за основу.

В то время как собственное тело жаждет плотских удовольствий, душа для себя алчет удовлетворения духовного. Также как человек всю свою жизнь стремится удовольствоваться хотением плоти, всё время угождая телу, также он стремится удовлетворить и желания духа, угождая душе. В одном лишь хотении плотском человек ведёт себя не разумно, но только в желании духовном он один остаётся разумным, потому что плотская пища — от мёртвой плоти, пища духовная — от святого духа! Также как трудно будет обмануть собственное тело тем что ему не потребно, также не легко бывает обмануть свою душу тем, что ей не подобно. И также как тело требует не только плотской пищи, но и мышечных упражнений, душа для себя требует не одной только духовной пищи, но также и умственных упражнений.

Таким образом, чтение душевной книги и священного писания было и остаётся предметом воспитания. Полноценное же усваивание духовной пищи не должно быть без того, чтобы не упражняться в молитвах и медитациях. И по понятным на то причинам словарное значение воспитания вполне возможно свести к тем определениям поведения человека, которое всё-таки заканчивается почтением к тому, о чём говорится в научной литературе и священных писаниях, памятуя, что наилучшим воспитателем в жизни каждого человека остаётся самая жизнь. Воспитание не изменяет судьбе человека, но способствует тому, чтобы пройдти жизненный путь осознанно и с минимально возможными рисками для души, и принять то, что суждено и чего уже не избежать в принципе; чтобы встретиться лицом к лицу со всеми перипетиями жизни и спонтанно пережить их.

Представьте себе одну из тех женщин, которая вынашивает плод своей любви. Для того чтобы ей разродиться, плоду необходимо созреть, что и происходит в течение девяти месяцев и десяти дней, и чему способствует здоровое питание матери. Как питание плода необходимо для рождения нового человека, так же воспитание души необходимо для возрождения старого (буквально ‘рождения свыше’ и дословно “рождения от святого духа”). Обновлённых душою русский язык знает как одухотворённых, и авторы Библии упоминают о таковых как о рождённых по духу; в Древней Индии они были больше известны как дважды рождённые. Но как бы их не называли всех объединяет благовоспитанность.