ЧЕЛОВЕК

Невозможно представить себе этимологию слова и происхождение человека, и при этом не обратиться к последним достижениям современной науки о мозге. Поразительно в этом случае то, как наши предки, будучи носителями русского языка, подошли к этимологическому вопросу о человеке.

В производной основе сложного слова выделяются непроизводные чел и век, и соединительная гласная о. Если основа век сигнифицирует не столько о сроке жизни, который зависит лишь от сил и здоровья человека, сколько о тех вехах, что были расставлены в продолжение эволюционной деятельности людей, — от наиболее примитивных и наивных форм сознания до современного состояния вида, то основа чел не настолько самоочевидна. Смысл в том, что она отражает научные представления, которые отличают человека от других животных!

Из всех долей головного мозга человека лобные доли представляются наиболее «человечными». В лице лобных долей мозг имеет себе главного управляющего. Лобные доли развились достаточно поздно, и до последнего времени они были известны как «бездействующие доли». В русском языке есть такое выражение, как «без царя в голове», которое проясняет, каким образом повреждение этих долей сказывается на поведении человека, который будучи больным сохраняет способность двигаться, говорить, различать и даже запоминать; но, как и народ без царя, при потери функциональности лобных долей в процессе познания его деятельность разобщается и в конечном итоге распадается. К тому же передние доли наделяются божественностью, — предполагается, что они ответственны за веру, как проявление религиозного чувства. Историки искусства заметили одну очень любопытную деталь при «Сотворении Адама», — на грандиозной фреске Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы. По этой фреске мантия Бога определённо имеет форму, соответствующую очертаниям мозга, его ноги также покоятся на «стволе» мозга, а его голова обрамлена «лобными долями». Перст Бога, указующий на Адама и делающий его человеком, проецируется, начиная от «префронтальной коры». Едва ли можно найдти более определённый образ глубоко очеловечивающего и мощного воздействия лобных долей. И проекция третьего глаза на центральную часть плоскости лба, предполагаю, также имеет отношение к функциональному потенциалу лобных долей, делающих человека по образу и подобию «венцом творения».

Познавательная деятельность человека направлена только вперёд, поэтому ею движут цели и задачи, планы и стремления, самолюбие и мечты, что относится к будущему, а не прошлому. Все эти способности зависят от лобных долей: они развиваются вместе с ними. В лобных долях происходит выбор тех умений, что требуются для осуществления планов, соотношение этих умений и следующее затем их применение. Лобные доли позволяют оценить те или иные действия как личный успех или неудачу, относительно собственных намерений. Лобные доли дают способность выстраивать образы будущих событий, представляя всё дело так, чтобы необходимые мероприятия непременно состоялись; как образы чего-то, что пока не существует, но что желательно осуществить. Если идти ещё глубже, развитие такой нейронной системы, которая будет способна создавать и сохранять образы будущего, то есть лобных долей, можно рассматривать как необходимое и предварительное условие для производства орудий, но вместе с тем и появления «человека», и начала всей человеческой цивилизации, — как она обычно определяется.

Дальше, порождающее свойство, присущее языку и ведущее к возникновению мыслеформы, по всей вероятности, также зависит от этой способности лобных долей. Умение перебирать различными представлениями и обратно связывать их решающим образом зависит от префронтальной коры и возникновение этой способности идёт одновременно с развитием лобных долей. Согласно биологам возникновение лобных долей было необходимо использовано для того, чтобы активно развивать присущую языку генеративную способность. С точки зрения сторонников качественных разрывов как ведущего фактора эволюции развитие языка вместе с управляющими функциями головного мозга и могло быть такой определяющей силой, которая стояла за квантовым скачком, ознаменовавшим возникновение человека.

Из всех видов умственной деятельности человека определение целей наиболее эгоцентрично. При целеполагании речь идёт лишь о том, что «мне нужно», но не о том, «что правильно». И поэтому возникновение способности определять цели безусловно должно быть привязанным к возникновению умозрительных представлений о собственном «я». Неудивительно, что развитие самосознания также сложным образом привязывается к эволюции лобных долей.

Это одни из последних данных в области исследований префронтальной коры, которые объясняют высшую нервную деятельность у человека и указывают на ту особенность, на которую обратили внимание ещё древнерусские книжники, когда говорили, давая формулу человека, что «чело — вместилище мысли». По этой причине в традиционных культурах древних народов главным образом за мужским полом закрепляется значение слова «человек». И не указывает ли это последнее на принципиальные разногласия между мужчинами и женщинами, как если б их жизнь зависела от функциональности лобных долей по половому признаку.

Прилагательное «лобный» в названии долей головного мозга не отражает сути дела, так как является поздним образованием уже в научную эпоху. И поэтому так называемые «лобные доли» имеют лишь касательное отношение к лобной кости. В донаучную эпоху словом лоб обозначали верхнюю половину головы, — черепную коробку, покрывающую и предохраняющую спереди и сзади, сверху и сбоку головной мозг высших животных. Например, у лысых лоб налицо. Но у подавляющего большинства людей на лбу обычно растут волосы. Непокрытой остаётся только передняя часть лба, которая относится к верхней стороне лица. Отсюда общепринятое представление о черепной коробке спереди как о той же лобной кости, за которой сохраняется значение «лба» в узком смысле. И стало уже нормой, приводящей к искажению смысла, что слово чело якобы является не только синонимом, но и высоким стилем речи, и что название какой-то там «белой кости» находится в основе означающего человека. Лоб может быть и у других животных, а чело к лицу только человеку. На это различие и обратили внимание древнерусские книжники, которые учили, что «очи — зеркало души, чело — вместилище мысли». А это означает лишь одно, что чело — не лоб, лоб — не чело. Есть смысловая разница между выражениями бить челом и биться головой об стену. Первое предполагает жалобу или просьбу к царю, словом всё то, что так или иначе относится к высшей нервной деятельности человека, ну а второе подразумевает удары, наносимые лобной частью по какой-либо твёрдой поверхности, чаще всего по стене. Заставь дурака богу молиться, он и лоб сам себе расшибёт. В первом случае имеет место значение того, что касается лишь ментальной стороны вопроса, когда стараются добиться чего-либо словом либо делом, хотя бы и делали вид, что бьются головой об пол, несмотря на то, что за этим стоят самые обычные поклоны с колен. Отсюда челобитная, как архаизм, означает письменную жалобу к царю и не более того. И во втором случае имеет место физическая сторона вопроса, когда по какой-либо причине от отчаяния и безысходности бьются лбом о стену либо пол. Интересно, что в польском языке функция высшей нервной деятельности чела заключается в словообразовании naczełnik «начальник» от того же корня, что czoło «чело», этимология которого восходит к военным терминам, когда во главе построения пешего войска стоял вождь как главнокомандующий армией, причём передний строй был «лицом», средние ряды — «телом», задние — «тылом», оба фланга — «правой» и «левой рукой». Предполагалось, что таким вот образом всё войско должно действовать слаженно, как единый человеческий организм. И в этом смысле на начальника главным делом проецируются функции лобных долей; на древнерусском языке челесный — высший, главный. Так что такого есть в «челе», чего нет во «лбе»?

На этой основе в различных местах отмечаются названия в качестве источника. К примеру засвидетельствовано областное словечко челна как «исток реки», а в таком случае чело дословно означает “отверстие” (М. Фасмер, 327), — открытый узкий проход. Челюсти как ‘чело рта’ способствуют проходу пищи и воздуха во время поглощения или говорения; эволюционно устроены таким образом, что они имеют всё необходимое для их соответствующего использования. Челесник как ‘чело печи’ или отверстое место печи для приготовления еды и нагнетания жаркого воздуха; вместилище всего, что задействует горение. И правы были те, кто утверждали, что чело человека есть хранилище его собственных мыслей, а значит источник человеческой речи, который прямо ли косвенно проецируется на лобные доли. При этом сама человеческая речь лексически ассоциируется с речным потоком, на что указывают названия некоторых органов деятельности: нос, губа, уста, горло, ланита, скула, голова, мозг. Источником водотока, как правило, является родник на какой-нибудь возвышенности, в горах. Из глубин земных недр вода поднимается к поверхности на холме и бьёт ключом, а стекая вниз, устремляется по руслу, образуя речные долины и притоки у какой-нибудь многоводной реки. В проекции на физиологию человека таким холмом прежде всего является голова — высоко расположенная, округлая часть тела (лат. collis, холм; celsus, возвышающийся, высокий; гот. hallus, скала; лит. kelti поднимать, kalnas, скала, гора). Лобные кости ассоциируются с поверхностью земли, мозг — с подземным водохранилищем, откуда разными путями мысли стремятся по направлению к единственному для них выходу. И здесь, в области чела, разные мысли собираются в одно русло, порождая слова, которые текут к своим устам подобно тому, как реки истекают к своему устью, уже в виде человеческой речи впадая в безбрежное море жизни, океан существования. Как следствие, многие гидронимы восходят к данной основе, например, Челна, левый приток Камы в республике Татарстан, Россия, устье которой находится в районе одноимённого населённого пункта городского типа, Набережные Челны. Река Челнинка, что в республике Татарстан и Самарской области, приток Большого Черемшана, и на берегах которой располагается одноимённый населённый пункт сельского типа — Челно-Вершины. Неподалеку от слияния двух речек, Челнинки и Мелекески, возникло древнее село Мысовые Челны (Красные Ч. с 1920-х г.г.). Река Челнок (93,5 км) Ярославской области, на север от Сергиева Посада. Татарские Челны Елабужского района Татарстана находятся на реке Челна, приток реки Тоймы, берущей начало на возвышенности. Обращает на себя внимание топоним: все жители данного места — татары, продолжающие называть его «Челнами», или Чаллы, что хоть и косвенно, но может указывать на изначально русские корни челнинских поселений.

Любопытно в этой связи отметить, что все неандертальцы, как вид людей (лат. Homo neanderthalensis), ранний возраст останков которых насчитывает около 500 000 лет, окончательное формирование вида около 130-150 тысяч лет назад, последние представители которого жили приблизительно 40 000 лет назад, не являясь при этом прямыми предками современных людей, имеет очень низкий и покатый, и как бы скошенный назад лоб без характерных шишек, что может указывать на необычное по сравнению с человеком разумным строение мозга, суженное в области лобных долей и расширяющееся к затылочной части. И эта особенность может быть веской причиной уступок жизненного пространства и вымирания всего вида, несмотря на внушительные размеры головного мозга, и как следствие отнесения его к недочеловекам. Отсутствие подбородка, широкие скулы только дополняют краниологическую картину: лицевая часть массивна и вытянута вперёд, кроме подбородка, спереди немного заужена, что придаёт ей клиновидную форму с основанием книзу при виде сверху, — словом узколобые.

Восковая фигура неандертальца.

В связи с этим интересно отметить, что слово человек не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий оно составлено из двух основ, чело, имевшее значение «верх» или «высшее качество», и век — «сила» (ср. увечье, бессилие, слабость, нездоровье), что в совокупности означает обладающего наибольшей силой и здоровьем, то есть сформировавшуюся личность, взрослого человека, как правило мужского пола (болг. челяк, человек, укр. чоловiк, муж, др.-прусс. vaix, дитя как неполовозрелый потомок, лит. vaikas, мальчик, ребёнок; юноша, парень). В полном смысле человеком становится лишь тот, кто достигает своего совершеннолетия. Основа век в примере с древнепрусским и литовским словом имеет отношение к незрелому потомству как вехам, родовым ответвлениям, а в случае с русским словом к прямохождению, в жизни животных свойственному лишь одному человеку разумному (лат. Homo sapiens), что наглядно отражено в соответствующих словах — жердяй, верзила, каланча, остолоп, долговязый. В другой версии основа чел сравнима с такими словами как член, клан, что увы не объясняет отсутствия фонемы /н/ в слове человек.

Учитывая, что под веком понимается не только продолжительность жизни, но и связанные с нею сила и здоровье человека (вечный «неуничтожимый», диал. обезвекнуть «обессилить»), за этим словом читается не столько бренное тело, сколько сам тот, кто обитает в человеческом теле как источник мысли и высшее начало жизни. Именно он в отличие от собственного тела нетленен, неизменен и бесконечен и его невозможно убить. Иначе говоря, подразумевается значение не внешнего, а внутреннего, — человека сокровенной природы. И в отношении человеческого тела вполне возможно признать тот неоспоримый факт, что оно является высшей формой организации живой материи, которую венчает чело, то есть большие полушария головного мозга.

Таким образом, буквальное значение слова человек — ‘совершеннолетний’ как значение по признаку, дословное — “муж, мужчина в половозрелом возрасте”.

Раскрытие этимологии данного слова подводит к тому, что в языковой картине славянского мира начало как источник имеет назначение чего-нибудь высшего или верхнего и главного, и ассоциируется с чем-либо округлым, наполненным. Для истока реки верхом является скала либо холм, а источника водоснабжения — водонапорная башня, или каланча, в то время как для источника речи такой вершиной оказывается чело, начало высшей нервной деятельности в человеке, большие полушария головного мозга, голова как высший управляющий орган. Начальник, будучи источником власти, находится во главе, и челядь — высшая форма подчинения власти своего начальства, в чём-то зависимые от него люди, но не рабы и слуги, которые могут предать или изменить своему начальнику, а полные холопы, как его верноподданные или как преданные ему псы, то бишь «обельные холопы». Сравнительно чилиться, проводить время по полной, на высшем уровне; чалиться, не просто сидеть (в местах заключения), а отбывать срок от звонка до звонка по высшему разряду; челма (Фадлан, 922 г.), тюрбан, — убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг и поверх головы (татар. чалма); очелье, надеваемая на лоб твёрдая повязка в виде пояса для головы из бересты, кожи, луба, ткани либо металла для предотвращения попадания в глаза волос от чёлки и висков или для защиты от сглаза, порчи, наветов (букв. ‘около чела, вокруг головы’, досл. “венец, венок”).

P. S. Chelsea — исторический район Лондона в Англии, ещё ранее его пригород, — территория в составе административного округа Кенсингтон и Челси, — одна из 32 лондонских боро западной части центра британской столицы, территория Королевского округа («Royal Borough») в прошлом, напоминающая о том, что и район Кенсингтон когда-то являлся личным королевским владением.