ДЕРЕВНЯ

Слово получает активное значение сельской местности как населённого пункта в непосредственной близости от лесной полосы. До начала XX века всё отличие деревни от села сводилось к отсутствию в деревне церкви и небольшие размеры деревни. В ультра-современном языке термин деревня используется для любых населённых пунктов сельского типа, особенно что касается поселений в других странах. И в этом своём активном значении данное слово стало употребительно в XVII-XVIII веке. До того слово деревня включало одно лишь понятие двора и ещё раньше — пахотного поля. Пахать деревню («Домострой», XVI в.). А самое старое значение деревни сводится к расчищенному от леса, то есть от деревьев, месту, специально отведённому для нивы в подсечно-огневом земледелии, как значение, ставшее пассивным в русском языке, в сравнении с литовским dirva, нива. Под деревом следовательно понимали выкорчеванный лес: вырванные с корнем или срубленные под корень лесообразующие лиственные или хвойные породы. Дрова как части порубленного дерева, а концептуальное трын-трава, опавшие листья, хворост, мягкие части растений, аналогично приобретённому дрын-дрова*, сучья, палки; упавшие ветви, стволы. На немецком dorf, деревня, село.

Семантический параметр в ряду морфологического множества содержит смысл действительного драть, либо дереть*, как восстановленная форма императива дери. Как возможный префикс, фонема /с/, часто наблюдаемая в составах слов, в данных образцах лексики отсутствует. Поэтому третья консонанта в ряду, как правило, либо выпадает либо замещает. Остаются корневые слоги с константой словоформ ||др|| по признаку разрывания, разрубания, распиливания. Дорога, — как производное на основе более раннего дор «расчищенное, выкорчеванное место» под строительство или посевы; полоса земли с вырванной, выкошенной или вырубленной растительностью. В этом смысле содержательно выражение в прямой речи князя согласно летописи, теребите путь, по другому, дерите, то есть расчищайте место под строительство дороги, снимая верхний земной слой почвы, дёрн. Осушение болот, дренаж, проводят как необходимое мероприятие по строительству наземных путей сообщений. И данная непроизводная основа дор с пересогласовкой инициали тор представлена в действительном торить «прокладывать дорогу» и существительном тропа «проторенный путь», также сближая с оглушённой формой тереть, в повелительном наклонении тери*, в том смысле, что тропа значит дорожка с истёртой подножной растительностью. Драить палубу означает в первую очередь чистить деревянный пол корабля. И поэтому армейское драить полы имеет отношение прежде всего к деревянному полу, загрязнённая поверхность которого чистится каким-то одним средством, — половая тряпка, или способом, — натирание полов. Продираться означает здесь прорываться через чащу, дебри, заросли, болота и сквозь горную породу, тем самым прорубая себе дорогу. Уборочная страда предполагает скашивание хлебного колоса на поле и сбор урожая. Сквозь тернии к звёздам. Связь между значением по признаку и значением по корнеслогу торить, рассмотренному в статьях Торг и Стриж, можно проследить на таких концептуальных примерах, как рвать когти, рвануть наутёк, — бежать, одним словом, драпать, и когда по коже дерёт, — пробегает озноб и тело дрожит. И этимология слова тормоз скорее всего указывает на процессы трения, которые замедляют движение либо останавливают средство передвижения. Не притормозишь, не поедешь: тормоз как ещё одна возможность продолжать движение дальше. Терпение и труд всё перетрут: способность терпеть и трудиться как преимущество на дорогах, как способ преодоления жизненных передряг, треволнений. В контексте движения семиология дерева восходит к растительной породе, которая сперва взрывается пустым семенем, а затем зелёным побегом прорывается сквозь толщу земной и каменной породы, продираясь вверх и ввысь молодыми всходами; со временем обламываются сучья, отрывается листва, обрубаются плоды, распыляется семя; выдёргивается с корнем либо вырубается под корень для хозяйственных нужд. Сравнительно с чем дрём, непроходимая чаща; трущоба, неприступные дебри. Дремучий лес, как правило, с валежником и буреломом. Δρόμος (греч.), дорога. Греческие дромиты в этом плане племя, вышедшее на тропу войны, воинские формирования на марше; те же кочевники, бродники, шляхтичи, готы (геты). Отдельного рассмотрения заслуживает этноним дреговичи. В санскрите dravya guna — качество растения, сорванного в лекарственных целях.

Значение по признаку указывает на прерывистый характер движений с резким ускорением: торопиться, спешить. Землетрясение, когда земля приводится в движение с резкими волнениями на поверхности; дрожь (земли) либо тряска. Вздрагивать от каждого шороха, трястись (всем телом). Трус, кто дрожит от ужаса. Тульское драголя, трус, трусиха. Страх, ужасная тряска тела, мандраж. Тревога, сильное душевное волнение. Дерзкий, резкий в движениях, быстрый в деле; порывистый в чувствах, как бы рубящий с плеча, дёргающий за ниточки. Дрыгать ногами, подёргивать. Судороги, непроизвольные сокращения мышц. Дристать, судорожно испражняться. Дрыщ как понос или рвота через задний проход. Дрыщ напал. Древнеиндийское durgandha, дурной запах, от которого передёргивает, судорожно сводит. Дразнить, дёргать за живое, трепать нервы. Вздор как смысловые галлюцинации: передёргивание смысла. Задорный здесь как развлекающий способом передёргивания фактов. Дурак — дурной человек. Дремота, прерывистый сон; дрёмы, сновидения в лёгком, поверхностном сне, от которых вздрагиваешь и просыпаешься на короткое время; дремать, спать некрепко, — дрыхать. Сравнительно с этим другой, кого выдернули, вырвали каким-либо способом или образом из общей массы или окружающей среды. И друг соответственно, как производное от прилагательного, дословно означает “другой”, — такой же как я, как ты, как он, как все мы, то есть «всякий человек другому». Стало быть друзья, как обращение в прямой речи, означает «другие люди». Следовательно, значение действия дружить дословно “быть с другим”. Можно сказать, что значение действия дёргать в какой-то момент перенесено с неодушевлённых предметов на одушевлённые. Поэтому друг может быть тем же производным на основе прилагательного дорогой, ценный. Драгоценность как ценность относительно другой вещи, то есть не самоценность; не своя цена. Ты мне друг, но истина дороже, то бишь ты мне дорог, но истина таки дороже.

Признак указывает и на рубящий характер действия: строгать, рвать, струг, рубанок; теребить, рвать, терпуг, напильник. Дербанить, разрывать в куски, клочья. Терзать, рвать, рубить, пилить; терзания души: душа разрывается на части. Дробить, колоть: вдрыбаган, в мельчайшее ничто, вдребезги, на мелкие осколки.

Значение по признаку также характеризует названия вещей, которые возникли вследствие рубящих действий либо истирающих движений, представляя собою нечто измельчённое: стружка, опилки; дробь, осколки; дресва, крупный песок или гравий, или дроблёные камни, но в основном — опилки; дрянь, различные обрывки в виде сора, хлама, ветоши. Дрянь человек — оборванец. Дряхлый как истёртый, растрёпанный. Дыра как рваное, рубленое место; драный, истёртый до дыр. Драться, рубиться с кем, зарываться на кого-нибудь. Я тебя выдеру. Я тебя порву. Драка как рукопашный бой с рвением, чтобы вырубить. Задира — первый кто рвётся в драку. Дротик, боевое снаряжение для нанесения рваных ран. Трахать, разбивать, разрывать. Дрочить в просторечии тереться половым органом о что-либо или передёргивать. Сравнительно дромка «первотёлка», то есть корова первого отёлу, и то же дровка. В словаре В. И. Даля значение слова представлено наиболее широко, — драчивать «вздымать, подымать, вздувать, подвысить»; например, дрючить кого-либо, чтобы повысить в должности, или испытывать, перепроверять. Дрочить кого «нежить, тешить, ласкать, баловать любя, холить, выкармливать». Дрочёное дитя, избалованное, изнеженное; или ребёнок дрочится, плачет из упрямства, капризничает, в нашем случае ревёт и дёргается. Подсолнечники дрочатся, идут в ствол, стебель, когда цвет ещё мал. Скот дрочится, ревёт и дёргается от комара и мухи, от оводов по жаре, в зной. Печка дрочит (нежит), а дорожка учит.

Отсюда следует, что значение по признаку раскрывает буквальный смысл слова в ряду морфологического множества, который в первую очередь структурирует значение слова по корневому слогу, раскрывающему уже его дословный смысл. Но если значение по признаку одинаково для всех слов без исключений, то уже значение по корневому слогу отличается своим контекстом. Несоответствие их значений приводит к одной лишь аналогии, но в то же время соответствующие значения приводят к аномалии. Так общий смысл этих значений структурирует основное значение у слова, определяемое толковыми словарями в зависимости от того, к какому контексту оно, то есть слово, принадлежит. И по этой причине одинаковые слова либо однородные в своей лексической структуре определяют совершенно различные понятия.